EN / RU

Выставочные проекты

12.12.2015—15.2.2016
Впечатления 2.0
Произведения классического искусства в видеоработах современных авторов
2.4.2015—26.4.2015
Помехи в порядке вещей
14.10.2014—16.10.2014
Цифровые сны
19.5.2014—17.6.2014
Постдиджитал. Разные границы
15.4.2014—18.5.2014
Золотой век русского авангарда
Питер Гринуэй, Саския Боддеке
4.12.2013—18.1.2015
Цикл «Большие надежды»
31.10.2013—2.11.2013
Погружения в будущее
Медиа-проект
20.9.2013—20.10.2013
Кинопрограмма
5-й Московской биеннале современного искусства
25.5.2013—28.6.2013
Расширенное кино—III
Мокьюментари. Реальности недостаточно
18.5.2013—26.6.2013
«COLLECTIVE»
Выставка sound:frame
17.4.2013—27.6.2013
Размышляя о смерти
Выставка
29.11.2012—20.1.2013
Видео-дыры:
I do not know what it is I am
26.10.2012—4.11.2012
Прогулка по Москве
В рамках Дней Москвы в Дели
22.6.2012—19.8.2012
Расширенное кино—II
Погружения: в сторону тактильного кинематографа
8.10.2011—11.10.2011
Pro&Contra OpenCall
Выставка победителей
15.6.2011—24.7.2011
Расширенное кино—I

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Экранные полотна для экспозиции создали художники:
Ив Суссман (США)
Галина Мызникова и Сергей Проворов (арт-группа «Провмыза», Россия)
Кристина Лукас (Испания)
Алекс Верхаст (Бельгия)

На протяжении ХХ века художники и режиссеры-киноавангардисты стремились создать фильм как инсталляцию, визуальное произведение, продолжающее традиции всей многотысячелетней истории изобразительного искусства. Казимир Малевич и Марсель Дюшан считали, что кино, как ровесник модернизма, должно быть превращено художниками в полноценную часть изобразительного искусства. И это новое движущееся искусство (в отличие от статичного) могло длиться во времени. Малевич высказался определенно: «Если уж у вас появилась кинокамера, вы думайте о том, что у вас просто появилось место в пространстве. И у вас, как у художников, должно быть вот это расширенное время, которое вы должны показывать зрителям».

Художники в поисках нового языка обращаются к движущемуся образу, предполагая, что если кино- или видеокамера была бы изобретена в прошлом, то они непременно использовали бы ее в попытках отразить в движении окружающую их реальность.

Одна из задач данной экспозиции – продемонстрировать зрителю, что видеоарт позволяет темпорально расширить рамки изобразительного искусства и вместе с тем продолжает художественные поиски в области цвета, формы, света в пространстве.

Проект «Впечатления 2.0» – отправная точка для создания платформы по исследованию развития нового визуального языка, новой классики, рождающейся на наших глазах. Зрителей ждет путешествие во времени – бесконечные проекции классического искусства, яркие отблески прошлого в сегодняшней действительности.

Видео, звук, перформативные практики наиболее ясно могут вписаться в контекст традиционного музея благодаря тому, что новые медиа временны, эфемерны – они заставляют статичные объекты «дышать» и «двигаться».

В ближайшем будущем в ГМИИ им. А.С. Пушкина будет реализована серия проектов, в которых работы современных художников вступят в диалог с шедеврами прошлого. Зрители смогут проследить за развитием медиаискусства от волшебного фонаря – к кинематографу, от оптических иллюзий и панорамной живописи – к виртуальной реальности, от утопий авангардистов – к универсальному произведению искусства.

Подробнее →

МВЦ «Рабочий и колхозница»

«Помехи в порядке вещей». Выпускная выставка студентов Открытой Школы «Манеж/МедиаАртЛаб»
МВЦ «Рабочий и колхозница», Мира пр-т., 123 б, 2 апреля — 26 апреля 2015

Организаторы: Департамент культуры города Москвы, Музейно-выставочное объединение «Манеж», Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб»

Над проектом работали: Ольга Шишко, Ольга Лукьянова, Андрей Паршиков
Архитектор: Анастасия Потемкина
Участники: Гусакова Дарья, Долинина Евгения, Карташев Вадим, Кищенко Сергей, Коптяева Елена, Крамар Мария, Лещев Александр, Нечаев Глеб, Образумов Александр, Обухова Мария, Понировская Злата, Рагозина Марина, Сакирко Мария, Сокол Мария, Таежная Алиса, Торопицына Наталья, Черкасов Андрей

В апреле 2015 года в Музейно-выставочном центре «Рабочий и колхозница» прошла выставка «Помехи в порядке вещей». На ней были представлены дипломные работы первого выпуска студентов Открытой Школы «Манеж/МедиаАртЛаб», заканчивших курс, лейтмотивом которого была тема «Визуальный эксперимент».

Открытая Школа «Манеж/МедиаАртЛаб» — это уникальный проект в сфере современного искусства, реализованный совместно Музейно-выставочным объединением «Манеж» и Центром культуры и искусства «МедиаАртЛаб» при поддержке Фонда Михаила Прохорова. Ключевая характеристика Школы — её мобильность и междисциплинарность, готовность отвечать на запросы современности и работать с самыми актуальными темами и проблемами сегодняшнего дня.

«Помехи в порядке вещей» — ёмкая характеристика, описывающая как представленные экспонаты, так и весь двухгодичный процесс обучения, динамичный, гибкий и постоянно корректировавшийся усилиями преподавателей и студентов. Название «Помехи в порядке вещей» можно понять двояко: с одной стороны, помехи — это нормально, ничего сверхъестественного, они «в порядке вещей». С другой, внезапно в устоявшемся порядке вещей обнаруживаются сбои, помехи. Экспозиция показывает, как молодой художник реагирует на реалии сегодняшнего дня, каким образом он отвечает на вызовы времени и где он видит пространство для нового авангардного высказывания. Выставка не претендует на демонстрацию поколенческого среза, равно как и не ставит своей задачей показать самые современные технологии и методы художественного анализа. Она — результат эксперимента, того самого «Визуального эксперимента», в рамках которого молодые художники сформировали собственный язык, свой способ задавать важные для них вопросы, таким образом переосмысляя окружающую действительность и выстраивая образ сегодняшнего мира.

Технополис «Москва», Москва, Волгоградский проспект, д. 42, к. 5

Организаторы: МВО «Манеж», Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб»
Кураторы: Ольга Шишко, Елена Румянцева, Борис Дебакер

  Выставка «Цифровые сны» в каталоге Культурной программы Форума «Открытые инновации» (русс./англ.) 

Одним из направлений Форума «Открытые инновации» является презентация новейшиx западныx и российскиx проектов и идей в области медиаискусства, обнаружение связей между искусством, наукой, экономикой, теxнологиями.

Сегодня очень важно обозначить, какую роль играют медиа в современном обществе, поддержать российскиx авторов в создании инновационныx проектов, проверить жизнеспособность экспериментального искусства в среде, где не делаются скидки на возраст и радикальность идеологии, эстетики и технологии.

Надеемся, что аудитория Форума получит удовольствие и новые знания от встречи с интерактивными медиапроектами!

Ольга Шишко, куратор выставки, заместитель генерального директора по инновациям в современном искусстве МВО «Манеж».

Подробнее →

МВК «Рабочий и Колхозница»

Постдиджитал. Разные границы. Выставка молодых художников – студентов Открытой школы «Манеж/МедиаАртЛаб»
МВК «Рабочий и Колхозница», 19 мая — 17 июня 2014

Организаторы: Открытая школа «Манеж/МедиаАртЛаб», МВО «Манеж», Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб»

Молодые художники обладают особенно тонким восприятием происходящих в культуре процессов и чутьем на грядущие изменения. Они анализируют изменение нашего восприятия в современной пост-дигитальную среде, исследуют, как меняется человеческая субъективность в мире, связанном глобальными сетями и наводненном информационным шумом, как мы воспринимаем все более ускользающую реальность, как чувствуем и тактильно воспринимаем ее.

На выставке представлены проекты новой генерации российских художников, работающих в сфере видео-арта, медиаинсталляции, фотогрифии, перформанса и междисциплинарных практик.

Выставка состоит из четырех разделов: «Трогательное искусство», «Стыд и отвращение в постцифровую эпоху», «Escape» и «Взаимное действие». Темы тесно переплетаются между собой и создают широкую панораму взгляда на современный мир с различных точек зрения – от тактильного восприятия происходящих вокруг нас процессов до анализа взаимодействия людей в постцифровом обществе.

Подробнее →

ЦВЗ «Манеж», Москва, Манежная площадь, д. 1

Питер Гринуэй, Саския Боддеке. Золотой век русского авангарда
ЦВЗ «Манеж» (Москва, Манежная площадь, д. 1), 15 апреля — 18 мая 2014
Пресс-конференция: 
14 апреля, 17:00
Открытие:
 14 апреля, 19:00

Организаторы: Министерство Культуры Российской Федерации, Правительство Москвы, Департамент культуры города Москвы, Музейно-выставочное объединение «Манеж» Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб»
При поддержке
Британского Совета

Кураторы: Ольга Шишко, Елена Румянцева


14 апреля состоится мировая премьера инсталляции «Золотой век русского авангарда», открывающаяся в рамках Года культуры России—Великобритании при поддержке Британского совета. Уникальный выставочный проект создан специально для Центрального выставочного зала «Манеж» Питером Гринуэем (Великобритания) и Саскией Боддеке (Голландия). С помощью инновационных мультимедийных технологий авторам удалось «оживить» более тысячи шедевров русского авангарда. Кандинский, Мейерхольд, Маяковский, Родченко и многие другие герои начала ХХ века помогут зрителям раскрыть новые грани живописных полотен или скульптурных объектов. Инсталляция станет первой из ряда крупнейших событий обширной образовательной программы МВО «Манеж» и Центра культуры и искусства «МедиаАртЛаб» «Проекции авангарда».

Подробнее →

Центральный выставочный зал «Манеж», Медиатека Музея экранной культуры «Манеж/МедиаАртЛаб»

Организаторы: Департамент культуры города Москвы, Музейно-выставочное объединение «Манеж», Музей экранной культуры «Манеж/МедиаАртЛаб», Галерея «Триумф»

«Большие надежды» — новый выставочный цикл Музея экранной культуры «Манеж/МедиаАртЛаб» при поддержке галереи «Триумф». Проект создан как прогрессивная платформа для визуальных экспериментов и медиаинноваций молодых российских художников. Они обрели собственный голос и узнаваемый почерк и находятся в активном поиске средств выражения. Они неоднократно выставляли свои работы, но готовы пробовать новые способы общения с публикой, осваивать экспериментальные пространства, рисковать и исследовать пограничные территории визуального искусства и мультимедиа.

Выставочный цикл "Большие надежды" — это серия персональных выставок, которые будут проходить на втором этаже ЦВЗ "Манеж" в Медиатеке Музея экранной культуры «Манеж/МедиаАртЛаб». Длительность каждой выставки — около месяца, в течение которого художник в собственной манере работает с новым выставочным пространством и показывает новые премьерные проекты. Каждая выставка "Больших надежд" — уникальное высказывание художника и куратора. Это этап в биографии художника, который фиксирует переход многообещающего молодого автора в статус серьезного профессионала и открывает ему новые перспективы в личном поиске и идентификации себя в художественной системе. И, конечно, "Большие надежды" — это возможность для молодого художника открыть персональную выставку для огромной аудитории в одном из главных выставочных залов Москвы и при этом сохранить за собой свободу эксперимента. В 2013-2014 году в рамках цикла "Большие надежды" в Музее экранной культуры «Манеж/МедиаАртЛаб» пройдут выставки Романа Мокрова, Евгения Гранильщикова и Дины Караман.

Крокус Экспо, в рамках Форума «Открытые инновации»

Медиа-проект «Погружения в будущее»
В рамках Форума «Открытые инновации»
Крокус Экспо, 31 октября — 2 ноября 2013 

Организаторы события: Музейно-выставочное объединение «Манеж», Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб», Музей экранной культуры «Манеж/МедиаАртЛаб»

Куратор: Ольга Шишко (арт- критик, куратор, директор и основатель Центра культуры и искусства «МедиаАртЛаб, арт-директор Медиа Форума ММКФ, директор Музея экранной культуры «Манеж/МедиаАртЛаб»)
Продюсер: Елена Румянцева (программный директор Музея экранной культуры «Манеж/МедиаАртЛаб» и Медиа Форума ММКФ)
Архитектор: Дина Караман
Координатор: Ольга Погасова

Участники: Куда Бегут Собаки (Россия), Дмитрий Каварга (Россия), Сергей Катран (Россия), Александра Дементьева (Россия-Бельгия), Борис Дебакер (Нидерланды-Бельгия), Елена Губанова и Иван Говорков (Россия), Юрий Анкарани (Италия), Владимир Потапов (Россия), Дмитрий Булатов и Алексей Чебыкин (Россия), ABC (Россия).

Подробнее →


Организаторы:
Музейно-выставочный комплекс “Манеж”
Музей экранной культуры "Манеж/МедиаАртЛаб"
Центр культуры и искусства "МедиаАртЛаб"
Художественный фонд «Биеннале»
при поддержке галереи "Триумф"

«Больше света/More Light (К другому пространству-времени)»: так называется 5-я Московская биеннале. Название оставляет большой простор для интерпретаций, и представленная на биеннале программа фильмов это подтверждает – тема “Больше света” раскрывается в них с практической стороны и с философской, с материальной и нематериальной, с физической и с духовной.

Подробнее →

В рамках XIV Медиа Форума ММКФ

Расширенное кино—III. Мокьюментари. Реальности недостаточно
Московский музей современного искусства (Гоголевский бульвар, д.10), 25 июня — 28 июля 2013 года

Открытие для прессы: 24 июня, конференция и пресс-тур

Куратор выставки: Ольга Шишко, (арт-директор «Медиа Форума» ММКФ, директор Открытой школы «МедиаАртЛаб»)
Продюсер выставки: Елена Румянцева (программный директор «Медиа Форума ММКФ»).

Участники выставки: Харун Фароки (Harun Farocki, Германия), Омер Фаст (Omer Fast, Израиль), Милица Томич (Milica Tomić, Сербия), Моника Штудер и Кристоф ван ден Берг (Monica Studer, Christoph van den Berg, Швейцария), Валид Раад (Walid Ra’ad/ The Atlas Group, США-Ливан), Janez Janša (Словения), Нонни де ла Пенья и Пегги Вейл (Nonny de la Peña, Peggy Weil, США), Дмитрий Венков (Россия), Дина Караман (Россия), Роман Мокров (Россия), Джек и Ли Руби (Jack and Leigh Ruby, Австралия), Ранбир Калека (Ranbir Kaleka, Индия), Владимир Архипов (Россия), Николай Онищенко (Россия).

«Медиа Форум ММКФ» представляет выставку «Расширенное кино — 3. Мокьюментари: Реальности недостаточно», — актуальный срез современного искусства в пограничном жанре кино, видео- и медиа-арта. Экспозиция собирает работы современных зарубежных и российских художников, применяющих стратегию псевдо-документалистики и мокьюментари в своей художественной практике. Выставка «Мокьюментари: Реальности недостаточно» под кураторством Ольги Шишко (арт-директора «Медиа Форума» ММКФ) ставит вопрос о размытии границ между фикцией и реальностью в эпоху медиазависимости, информационного шума и некритического потребления информации и образов.

Подробнее →


Выставка Sound:Frame COLLECTIVE и VIENNA ART NIGHT — Afterparty Ночи музеев
18 мая — 26 июня 2013, ЦВЗ «Манеж» (Москва, Манежная площадь, 1), Медиатека на 2-м этаже

Вернисаж: 17 мая 2013, 19:00
Открытая лекция: 20 мая 2013, 19:00
VIENNA ART NIGHT: 18 мая 24:00—5:00

Организаторы: Sound:Frame, Музей экранной культуры «Манеж/МедиаАртЛаб», Венский Совет по туризму, Департамент культуры г. Вена и Австрийский Культурный Форум в Москве

Музей экранной культуры «Манеж/МедиаАртЛаб» и Фестиваль Sound:Frame представляют проект, включающий: аудиовизуальную выставку Collective и мультимедийную вечеринку Vienna Art Night в рамках «Ночи в музее», а также образовательную программу для студентов открытой школы «Манеж/МедиаАртЛаб».

Подробнее →

В рамках года Германии в России 2012/2013

Выставка «Размышляя о смерти»
17 апреля — 26 июня 2013, ЦВЗ «Манеж» (Москва, Манежная площадь, 1), цокольный этаж
Открытие 16 апреля в 19:00

Организаторы: Правительство Москвы, Департамент культуры города Москвы, Музейно-выставочное объединение «Манеж», Музей экранной культуры «Манеж/МедиаАртЛаб», Гёте-институт В Москве

Художники: Йозеф Бойс / Joseph Beuys (Германия), Билл Виола / Bill Viola (США), Феликс Гонсалес-Торрес / Felix Gonzalez-Torres (США-Куба),  Ян Женьжон / Yang Zhenzhong (Китай), Он Кавара / On Kawara (Япония-США), Симон Дюббро Мёллер / Simon Dybbroe Møller (Дания), Марсель Мит / Marcel Mieth (Германия), Юлия Шарлотта Рихтер/ Julia Charlotte Richter (Германия), Петер Рёзель / Peter Rösel (Германия), Анри Сала / Anri Sala (Албания-Франция), Анна Хепп/ Anna Hepp (Германия)

Выставка создана: Музеем экранной культуры «Манеж/ МедиаАртЛаб», Отделом культурных программ Гёте-Института в Москве, Отделом изобразительного искусства Гёте-Института в Мюнхене.

Подробнее →


Организаторы: Правительство Москвы, Департамент культуры города Москвы, ГБУК г. Москвы «МВО «МАНЕЖ», Музей экранной культуры «МедиаАртЛаб»
Открытие: 29 ноября, 19.00, ЦВЗ «Манеж» (Москва, Манежная площадь, 1), цокольный этаж
Пресс-конференция: 29 ноября в 11.00

Куратор, автор концепции: Ольга Шишко
Сокуратор
: Елена Румянцева

В ноябре Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб» открывает Музей экранной культуры в Большом Манеже. Новое пространство станет уникальной платформой для проведения выставок, показов, мультимедийных перформансов, своего рода интерактивной лабораторией, которая не только позволит представить основные этапы истории медиаискусства, но станет также оживленным центром творчества и образования.

Музей откроет свои двери экспозицией «ВИДЕО-ДЫРЫ: I do not know what it is I am» — попыткой перешагнуть границы восприятия реальности и увлечь зрителя в иные измерения. Девять работ видеохудожников при помощи языка видео — этого беспрецедентного канала трансляции состояний сознания, чувствования, восприятия — словно пытаются нащупать девять маршрутов, девять путей бесконечного поиска и блуждания человека во времени и пространстве, зачастую без определенных целей путешествия.

Подробнее →


Дни Москвы в Дели
Выставочный проект «Прогулка по Москве»
26 октября — 11 ноября 2012, Lalit Kala Academi (35, Ferozeshah Road, New Delhi)

Огранизаторы: Правительство Москвы, Департамент культуры города Москвы, Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб», Центр Photohub_Manometr

Кураторы: Ольга Шишко, Елена Румянцева

Специально для фестивальной программы Дней Москвы в Нью-Дели будет представлен выставочный проект, посвященный российской столице — «Прогулка по Москве». Москва — город контрастов, в архитектурном облике которого, как в волшебном зеркале, отражаются все исторические, политические и экономические процессы, происходившие и происходящие в огромной, многонациональной России. На выставке будут представлены фото и видео работы пятнадцати художников. У каждого свой взгляд, собственная Москва. От черно-белой графики до смазанной живописи, от крупного плана к панорамным видам, от выхваченных деталей до многокрасочных панно.

Подробнее →

В рамках XIII Медиа Форума ММКФ

Расширенное кино—II. Погружения: в сторону тактильного кинематографа
Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА», 22
 июня — 19 августа 2012 года

Куратор — Ольга Шишко (искусствовед, куратор, директор и основатель «МедиаАртЛаб», арт-директор Медиа Форума ММКФ).

Организаторы: Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА», Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб», «Медиафест»

При поддержке: Фонда Мондриана (Нидерланды), Британского Совета
Партнеры проекта: Центр дизайна ARTPLAY (Москва), Центр Жоржа Помпиду (Париж), Музей кино (Москва), архив Vasulkas (Cанта Фе)

Благодаря Голливуду сегодня во всем мире утвердилась модель игрового фильма на повествовательной основе продолжительностью примерно два-три часа. Именно такая ситуация кинопросмотра является для нас привычной, но ею кино вовсе не исчерпывается. Художники и режиссеры-авангардисты на протяжении всего ХХ века мечтали о совсем другом кинематографе: тактильном — который можно потрогать, интерактивном – в котором участвует зритель, полиэкранном или о кинопросмотре как о медитативной практике. На самом деле такие киноработы тоже создаются и оказываются не менее интересными, чем блокбастеры, просто мы почти ничего о них не знаем, не можем посмотреть или потрогать.

«Медиа Форум» — это программа Московского международного кинофестиваля, созданная как раз для того, чтобы расширить привычные границы кинематографа, показать, что он может быть разным не только по содержанию или по художественному построению текста, но и с точки зрения формы, технологии создания, ситуации смотрения. Язык, на котором «Медиа Форум» говорит со своими зрителями, принадлежит одновременно и кинематографическому, и художественному началу, обогащая их в равной степени.

Подробнее →

В рамках Международного симпозиума Про&Контра 2011

 

Международный симпозиум «Pro&Contra медиакультуры»
Москва, 8—11 октября 2011, Центр дизайна Artplay, Малый зал
Красноярск, 14—16 ноября 2011, Дом Кино (пр-т Мира 88)

Генеральный партнер: Фонд Михаила Прохорова
Под патронатом Министерства Культуры Рф
Организатор: Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб»
Партнеры: Посольство Королевства Нидерландов, Немецкий культурный центр им. Гете в Москве, Австрийский культурный форум в Москве

В 2011 году в рамках международного симпозиума Pro&Contra состоялся конкурс арт-проектов среди художников России и стран СНГ, исследующих различные направления искусства новых медиа.

В течение четырех месяцев желающие могли подать заявку через сайт http://procontra.mediaartlab.ru/, и к моменту открытия Четвертой московской биеннале были определены победители. Экспертный совет симпозиума оценивал работы в четырех номинациях, дублирующих названия тематических секций конференции Pro&Contra, где выступят специалисты по каждому из направлений. Такая структура предложена устроителями симпозиума потому, что основной их целью было не просто собрать выставку самых интересных конкурсных проектов, но организовать дискуссию профессионалов вокруг представленных работ, оценить текущую российскую ситуацию и перспективы развития, показать зрителям методы анализа медиаработ.

Подробнее →

В рамках XII Медиа Форума 33 ММКФ

Выставка «Расширенное кино»
Часть 1. Московский музей современного искусства, 15 июня — 3 июля 2011

Часть 2. Центр современной культуры «Гараж», 24 июня — 24 июля 2011

Организаторы: «МедиаФест», Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб» 
Соорганизаторы: Московский Музей Современного ИскусстваЦентр современной культуры «Гараж»
При поддержке: Культурного центра им. Гете в Москве, Посольства Королевства Нидерландов, Фонда Мондриана (Нидерланды), Japan Foundation

В экспозиции Московского музея современного искусства участвуют: Фиона Тан (Нидерланды), Дуг Айткен (США), Йоханна Биллинг (Швеция), Харун Фароки и Антье Эйманн (Германия), Гари Хилл (США), Анри Сала (Албания/Франция), Лесли Торнтон (США), Ранбир Калека (Индия), Арев Манукян (Канада), Борис Элдагсен (Германия), Юрий Календарев (Италия/Россия), Евгений Юфит (Россия), Керен Ситтер (Израиль/Германия), Илья Пермяков (Россия), группа «Тот-Арт» (Россия), Елена Ковылина (Россия), Алмагуль Менлибаева (Казахстан), группа «Провмыза» (Россия), группа «Синий суп» (Россия), Таус Махачева (Россия), Юрий Альберт (Россия), Виктор Алимпиев (Россия).

В Центре современной культуры «Гараж» будут показаны три полиэкранных видеоинсталляции: европейская премьера работы «Пятая ночь» Яна Фудуна (Китай, 2010), самая свежая работа Эйи-Лиизы Ахтилы «Благовещение» (Финляндия, 2010) и «Дерек» — одна из частей громкого проекта Айзека Джулиана (Великобритания, 2008). 

Вероятно, первые вопросы, какими задается несведущий человек, сталкиваясь с работами видеохудожников: это такое кино? Почему оно такое странное? Почему его показывают в музеях? Попыткам разграничить территорию визуального искусства и классического кинематографа посвящены дюжины статей. И на вопрос неофита любой знаток авторитетно пояснит, что видеоарт не обладает кинематографической сюжетностью, линейной последовательностью событий, и категория причинности здесь также не работает. Вам расскажут о специфике музейного пространства, особенностях восприятия темпоральных работ в галерейной среде и противопоставлении активного и пассивного зрителей. И... вероятно, окажутся неправы. Сегодняшний кинематограф признал нелинейное повествование. Видеоарт в свою очередь нашел собственную нишу в кинопрокате, его корифеи вольготно чувствуют себя на лучших кинофестивалях планеты. Ширин Нешат, Пипилотти Рист, Стив Маккуин, Сэм Тейлор-Вуд, дуэт «Провмыза» выбрали для представления своих новых проектов красную ковровую дорожку (а отнюдь не музейное пространство), а киномир в свою очередь принял их с распростертыми объятиями, одарив призами и наградами всех мастей. Последний Венецианский кинофестиваль прямо поставил вопрос о будущем кинематографа, основанном на многолетних наработках видеоисусства. Его директор Марко Мюллер признал, что «современный визуальный опыт — это целый континент, и становится все труднее определить, что здесь является кинематографом, а что видеоартом, медиаискусством». «Медиа Форум» поставил своей целью раскрыть все нюансы этой темы в двухчастной экспозиции сначала в ММСИ, затем — в «Гараже». 

Подробнее →