EN / RU

Учебная программа



 

 

 

 

* - посещение только для группы О1 и по отдельной записи В2


 

Андрей Великанов

КУРС: Визуальная философия русского авангарда

В истории русского искусства есть период, который широко известен во всем мире и которым мы вправе гордиться, - русский авангард. Это была революция в развитии культуры, равной которой, вероятно, можно считать только рождение философии в Древней Греции, переход от мифологического восприятия к субъетивному мышлению. Русский авангард стал новой визуальной философией. Деятельность Василия Кандинского, Владимира Татлина, Казимира Малевича, Александра Родченко, Эль Лисицкого, Николая Ладовского превратила искусство в практику нового отношения к миру и теорию, которая позволяла осмыслить происходящее. Художники противоречили друг другу, ошибались, но каждый из них сделал осмысленный шаг в движении искусства. Эти теория и практика были связаны со множеством предшествующих явлений и имели параллели в своем времени. Принудительное завершение авангарда (соцреализм в СССР и Entartete Kunst в Германии) было трагическим финалом развития, но история на этом не закончилась. Русский авангард повлиял на всю последующую визуальную культуру. Пять лекций данного курса будут посвящены этим темам. В течение пяти последующих семинарских занятий и дискуссий будет изучаться теория и практика графической композиии, - одного из важнейших пропедевтических предметов, языка нового искусства, которому уделяли большое внимание все упомянутые художники.

КУРС: Мастерская композиции

КУРС: Философия искусства

Цель курса  - познакомить студентов с историей развития философии от античности до наших дней, а также с философскими направлениями, непосредственно повлиявшими на искусство и определившими принципиально различные модели культуры. Современное творчество не может быть наивным, опирающимся лишь на личную интенцию автора, но требует знаний, умения мыслить и понимать контекст. Учиться этому можно у тех философов и художников, которые выдвигали яркие идеи, ставили сложные задачи, спорили друг с другом и оставили нам богатейший корпус текстов. Курс включает в себя не только лекции, но и самостоятельные упражнения, которые помогают освоить сложный материал и научиться владеть логикой, иметь представление о языках различных философских и художественных теорий и практик, уметь анализировать тексты, произведения искусства и разнообразные явления с точки зрения как традиционных, так и современных философских концепций.


Карина Караева

КУРС: Откровение. Видеоискусство и симуляция.

Воображение видеохудожника - система, неподвластная описанию и циркуляции. Его определение заключено в систему очень условной визуальной матрицы, которая составляет воображаемое пространство изображения. Когда речь заходит о воображаемом пространстве оно превращается в систему считывания кодов в конкретной работе. Возникают постоянные аналогии и отсылки к современному искусству и кинематографу. Происходит постоянное соотношение подвижного образа (moving image) и его деконструкция в контексте общего образного повествования. Лабиринтный принцип - сознательный выбор художника, который самостоятельно позиционирует себя как Вергилий в долгом путешествии в откровению. Откровение - важнейшая составляющая не только художественной расположенности, но и непосредственного действия образа. Именно путешествие по сложному лабиринту изобразительного ландшафта составляет потенциал структуры кадра и изображения. Следующий алгоритм сообщения изобразительного кода становится принципиальным для его понимания. Лекции и семинары будут построены по принципу постоянного сооотнесения с художником, произведением и его кодами


Наталья Смолянская

КУРС: Авангард и авангарды. Теории и практики.

Цикл лекций «Авангарды ХХ века» посвящен концептуальному прояснению термина «авангард», укоренившемуся в повседневной языковой практике и в профессиональном искусствоведческом и философском дискурсе. Необходимо выявить, с какими художественными практиками, идеями, философскими концепциями и культурно-историческим контекстом связано явление «авангарда», и можно ли однозначно определить его исторические границы. Предстоит рассмотреть, насколько авангарды ХХ века отрицают художественное наследие прошлого, и насколько важно для них наследие века ХIХ. Можно ли говорить об авангарде по отношению к современному искусству? Почему сегодня, в разговоре о политическом характере искусства, снова обращаются к опыту авангарда? Попытке ответить на эти и другие вопросы, посвященные авангарду, и будет посвящена серия лекций Смолянской Натальи.


Нина Сосна

КУРС: От изображения к образу

В иноязычных словах программу курса задают два ориентира: movingimage и image-mouvеment (возникающий на одной из сторон горизонта). Но задачи курса проще и конкретнее. Предполагается не столько обсуждение того, «что такое современное искусство», сколько введение в терминологические словари, которыми описывается «современность», представляемая визуально. При этом важно удерживать два плана, связанных с наследием как предметом (или контрпредметом) описания: «исторический» (или «археологический» по М.Фуко, или по Э.Хухтамо) и «современный» («новый», связанный с «пост»-современностью и модерном). Как важно удерживать и другие два плана, связанные с методом выстраивания самого описания: теорий нескольких наук и отдельных дисциплин (искусствоведения, источниковедения и культурных исследований, психоанализа, литературоведения) и описаний философского порядка (как, например, «Менин» в «Словах и вещах» М.Фуко), поскольку многие грамотные тексты кураторов и других специалистов в области визуального представляют собой сегодня так называемые «тексты среднего уровня» (среднего не по уровню своего качества, а средние по расположению между вышеуказанными двумя уровнями).


Ольга Шишко

КУРС: ИСКУССТВО - СЕГОДНЯ. Отражения действительности

В рамках курса будут рассмотрены темы: второй эшелон авангардизма: от визуальных медиа к социальным практикам, видеоискусство и новая повествовательность, networker: искусство и глобализм, от объекта к субъекту: искусство и тело, коммуникативные игры и партизанские стратегии, медиаискусство и массовая культура, лаборатория будущего:  искусство и наука начала третьего тысячелетия, искусство и архитектура. 

КУРС: Расширенное кино

Курс посвящен вопросу пересечения  пространств современного изобразительного искусства и кинематографа – теме, ставшей особенно актуальной сегодня, когда видеохудожники завоевывают награды ведущих кинофестивалей планеты, а кинематографисты с энтузиазмом участвуют в различных биеннале и арт-мероприятиях, экспонируют свои работы в музейных и галерейных пространствах.

Пространство пересечения языков изобразительного искусства и кинематографа, визуальные особенности видеоискусства, концептуальные аспекты видеоязыка, процесс проникновения видео в личное пространство самого зрителя, процесс развития  экранной культуры в сторону тактильности, а также сходства и различия, форм и способов экспонирования и многое другое  станет предметом анализа на наших лекциях и мастерских.

КУРС:  История видео-арта / История движущегося образа

Лекция  и мастерская (создание работы в любой технологии в технике деколлажа)

Деколлаж/Коллаж.  Пересмотр основ рождения видео-арта

Вольф Фостель/Нам Джун Пайк

Лекция и мастерская (создание видео-аудио работы или концепции)

Видео-арт и ТВ. Как телевидение дает себя препарировать?

Партизанское ТВ и радио – Do it yourself. Опыты интерактивного вторжения в медиа

Вуди и Штейна Васюлки / Герри Шим

Лекция и дискуссия

Перформанс и видео. Индивидуальная проекция 1960-х – дзен-кино, тач-кино, медитативные практики. Фактор феминизма, Доступ к недозволенному

Вито Аккончи  /Питер Вайбель и  VALI EXPORT

Дара Бирнбаум / Керен Ситтер

Лекция и мастерская (создание медиа-поэзии)

Текст и движущийся образ - другие пространства. Видеопоэзия

Гари Хилл / Алексей Исаев

Лекция и мастерская (эксперименты с видео-проекциями)

Видеоинсталляция. От целлулоидной пленки к мультиэкранным проекциям. Движущиеся инсталляции, Возможности для навигации

Макйл Сноу / Джеффри Шоу

Лекция и мастерская (эксперименты с видео-проекциями)

 «Медленно поворачивающееся повествование» Видеоискусство и новая повествовательность. Пространство и время.  Нарративность, проекция и память.

Брюс Науман / Билл Виола 

Гордон Дуглас / Пьер Юиг

Лекция  и мастерская (создание работы в любой технологии – с найденными образами)

Кино без картинки или «пешеходное кино». Found Footage

Кен Джекобс / Евгений Юфит

Билл Фонтана / Джанет Кардифф и Джордж Берс Миллер

Лекция с прглашением специалиста по нейросистемам

Метод «погружения»: в сторону тактильного кинематографа. О двойственной реальности и гаптических медиа. Нейрокино

Олафу Элиассон / Пиа Тикка

Лекция и мастерская (создание видео-работы)

От образа к истории. Абстракция и пространство, политика и нарратив, партисипаторные практики работы с видео

Ханс Хааке / Артур Жмиевски

Лекция и дискуссия

Как изменился видео-арт? От концепции участия зрителя
и интерактивности к возвращению кинематографического аппарата на художественных выставках (от «Документы» 1972 года к  «Документе» 2012)

Эйя-Лииза Ахтилла/Стив Мак-Куин

Форма отчетности – эссе

«Будущее движущихся образов и видео-арта. Актуальные стратегии развития (личное мнение)»



Андрей Щербенок

КУРС: Визуальность, воображение, интерпелляция: введение в теорию кино и медиа.


Николай Изволов

КУРС: Экспериментальное кино

В рамках курса будут рассмотрены темы: 

  1. Люмьер: деформированная реальность. Мельес – фантастическая реальность.
  2. Роберт Пол и раннее английское кино. Триумф комбинаторов.
  3. Авангард 1920-х годов. Луи Деллюк, Рене Клер, Фернан Леже. Ганс Рихтер. Луис Бунюэль и Сальвадор Дали.
  4. Абстрактное кино. Вальтер Руттман, Викинг Эггелинг.
  5. Русский монтаж. Кулешов, Эйзенштейн, Вертов, Пудовкин.
  6. Раннее звуковое кино. Экспериментальные фильмы Михаила Цехановского
  7. Оскар Фишингер и изображенная музыка. Рисованный звук в советском кино: Арсений Авраамов, Евгений Шолпо, Борис Янковский, Николай Воинов.
  8. Александр Алексеев: игольчатый экран как выход в новое измерение.
  9. Коллаж в кино. Лен Лай. Фильмы Сергея Юткевича. «Яблочко» - эксперимент, оставшийся незамеченным.
  10. Свето- и цветомузыкальные фильмы Булата Галеева.
  11. Компьютерная графика в игровом кино и анимации. «Терминатор – 2». «История игрушек».

Александра Дементьева

КУРС: Мастерская "искусство новых технологий"

1. Введение.

искусство новых технологий в области дизайна

 2. индустрии развлечений

 3. искусство новых технологий в архитектуре

 4. интерактивные объекты - роботика 

 5. искусство новых технологий в перформансе / театр / танцы

 6. искусство новых технологий и наука 

Введение в практику : различные интерактивные приспособления : сенсоры :  дыхания, ИК, ультразвуковые и т.д.,  аппаратура и программы 

монтаж двух из моих мульти дисциплинарных инсталляций ( с танцорами, или музыкантами - уточнить позже по возможности), работа с техникой

__________________________________________________________________________________________________

Дмитрий Модель

КУРС: Мастерскя "Цифровое видео"


Валерий Айзенберг

КУРС: Мастерская "Искусство манипуляций" 

Человек подвержен соблазнам и раздражениям, всё человека притягивает и отталкивает, художник создаёт и разрушает. Он поддаётся манипуляциям и манипулирует. Художественные практики – это скрытые манипуляции, скрытые именно потому, что они работают под прикрытием таких безотказных  отвлекающих, расслабляющих, убивающих волю средств, как красота и гармония.

Художник действует интуитивно и опосредовано, он не ставит задачу непосредственно воздействовать на зрителя, лечить или насиловать. Его манифест постулирует: если хочешь, чтобы тебя правильно поняли, камуфлируй свои мысли формой, говори так, чтобы ничего не сказать, по крайней мере, не то что думаешь, а лучше – обратное тому, что хочешь донести. 

Ясно, что произведение художника – его автопортрет, это он сам это. Но всегда это портрет другого, что позволяет художнику самоустраниться. Кроме того, само произведение меняется во времени и формирует среду. Художник по своей природе идеальный манипулятор. Он анти социален и аморален, так как создаёт функционально бесполезные вещи и при этом принуждает зрителя к неравноценному сотрудничеству.

Но действия художника это также игра, упражнение, это действия, ни к чему не обязывающие, … если у зрителя есть иммунитет. 


Ирина Кулик

КУРС: История зарубежного современного искусства

Цель курса – ознакомить слушателей с основными направлениями и ключевыми фигурами модернизма, исторического авангарда и современного искусства, объяснить, как менялась с зарождением модернизма (вторая половина XIX века) система художественных ценностей. Курс даст представление о том, что такое произведение, каково назначение художника и роль зрителя, раскроет историю искусства не как смену стилей и эстетик, но как историю идей, создававшуюся в полемическом и партнерском диалоге художников разных поколений и убеждений. 


Александр Соколов

КУРС: Медиа Философия

Специфика медиа vs. критика институций. Штирнер, Дюшан, Беньямин, Агамбен, Гройс, Митчелл, Хансен


Андрей Сильвестров

КУРС: Искусство и массмедиа


Роман Минаев. Интермедиа

КУРС: Искусство взаимодействия

Первая часть курса знакомит с основами Интермедиа и дает необходимое знание о взаимодействии медиа эстетики и современного искусства как реакции на развитие технологий в Европе и Америке после второй мировой войны. В центре изучения стоит интерактивное искусство и социальная скульптура, как логически возникшая на основе традиционного искусства и под влиянием технологий художественная форма, в которой зритель фактически взаимодействует с художественным произведением и становится его невольным соавтором. Параллельно с теоритическими занятиям проводятся встречи с мастером, цель которых направлена на применение необходимого инструментария в строгом соответствии с поставленными художественными задачами.


Александра Данилова

1. Вводная лекция. «Магическая плоскость» ХХ столетия.

2. Фовизм и экспрессионизм. Открытие цвета.

3. Кубизм. Зарождение интеллектуального искусства.

4. Футуризм. Навстречу будущему.

5. Дюшан и дадаизм. Создание анти-искусства

6. Под знаком бессознательного. Сюрреализм.

7. Абстрактное искусство и конструктивизм.

8. 20-30е годы. «Возвращение к порядку».

9. Нью-йоркская школа

10. Европейская послевоенная абстракция.

11. Поп-арт. «Искусство массового производства».

12. Искусство 1960х. От плоскости к пространству.

13. Концептуализм и концептуальное искусство.

14. Искусство «новой волны».

15. Post-modern. Искусство 1990х.

16. Между искусством и коммерцией. Поколение Young British Artists.


Константин Бохоров

Виды современного искусства

Образовательный  курс, включающий лекции и мастер-классы

Темы

  1. Современная живопись
  2. Современная скульптура
  3. Инсталляция
  4. Перформанс
  5. Фотография
  6. Видео
  7. Work in progress

Цель курса:  дать представление о существующей системе современного искусства и  логике ее развития.

Задача курса: научить слушателей создавать творческие работы, руководствуясь логикой развития жанров современного искусства. 

Методология курса: курс опирается на западную структуралистскую (К.Гринберг, М.Фрид) и пост-структуралистскую (Р.Краусс, Б.Бухло, Д.Кримп) арт-критику и на теории искусства последних десятилетий (Н.Буррио, М.Квон, К.Бишоп и др.).

 

_________________________________________________________________________________________________

 Андрей Паршиков

Система искусства и написание заявок

1. Введение в систему искусства. История возникновения и развития единиц художественной
системы. 1) Институциональная система: Музеи, выставочные залы (Kunsthalle, Kunstwerke,
Open Studio, Artist’s run spaces), экспериментальные формы выставочных залов:
лаборатории, семинары, школы, интернет-сайты, блоги, микроблоги. Фонды.
Государственные и негосударственные системы финансирования. Мегапроекты. От Экспо к
триеннале. Академии и школы, история и примеры. Вступительные экзамены.
Резиденции, виды резиденций, примеры резиденций. Заявки на резиденции. Artist’s
Statement. Задание: Artist’s statement, letter of intent.


2. Коммерческая система искусства. Частные галереи. Возникновение галерей, виды галерей,
история. Примеры разных видов галерей XX века и сегодня. Аукционы. История и
развитие, примеры. Художественные ярмарки от Экспо до наших дней.
Экспериментальные формы ярмарок: он-лайн ярмарки и магазины искусства. Обсуждение
домашнего задания. Презентации студентов, коллективное обсуждение, мои замечания к
авторам и к обсуждениям. Примеры важных исторических стэйтментов.
Курс лекций о детерриториализации искусства.


1) Краткое введение в социальный анализ искусства. Лекция «уход от станкового искусства,
декомпозиция традиции». КоБрА, Ар-Брюрт, ДаДа, Артюр Краван, протоперформансы
Кляйна. Арто и театр жестокости. Мейерхольд и биомеханика. Теодор Адорно. Бертольд
Брехт и Вальтер Беньямин. Послевоенный релятивизм. Задание «Можно ли писать стихи
после Холокста?» Произведение Искусства после трагедии.


2) Перформанс как предельный жанр для зрителя. Перформанс вне стен музея и галереи.
Искусство боли в Европе и Америке. Боль как реакция на революционные события.
Венский акционизм. Боль как инструмент давления на зрителя. Ежи Гротовский и Бедный
Театр. Социальный анализ боли. Изменение тела как устранение предела. Классические
перформансы Орлан. Стелларк. Кинематограф жестокости: от Холокоста каннибалов к
Дэвиду Кроненбергу и мамблкору. Обсуждение предыдущего задания. Задание на
следующее занятие: Работа с телом как она возможна сегодня.


3) Саботаж как вид искусства и институциональная критика. Примеры саботажа.
Передвижники. Салон Отверженных. Первая волна авангарда и акции футуристов, их
институционализация. Коллективный автор в СССР как саботаж произведения. Дадаисты, флюксус, арте-повера и саботаж официального. Художники-интервенционисты в США. Андреа Фрэйзер. Ханс Хааке.Саботаж в Восточной Европе: от NSК и группы Горгона к жестам ускользания. Иржи Кованда, Младен Стилинович, Йон Григореску, Роман Ондак. Институциональная критика и саботаж нулевых. Артур Жмиевски, Татьяна Бругера, Збигнев Либера, Павел Альтхамер, Иван Мудов, Дэймиан Хёрст. Саботаж десятых. Ренцо Мартенс, перформанс Тани Бругеры «self-sabotage». Обсуждение предыдущего задания. Задание на следующее занятие: Саботаж.


4) Феминистские и квир-практики. От искусства прямого действия к квир-абстракции. Первые феминистские кружки в Лос-Анджелесе. Woman-House: Джуди Чикаго, Фэйт Уайлдинг, Мириам Шапиро. Жизнь и гибель Аны Мендьеты. Начало большого феминистсткого движения. Марта Рослер, Guerilla Girls, Вали Экспорт. Конец практик прямого действия. Травести-эстетика. Синди Шерман, Луиджи Онтани, Кутлуг Атаман, Владислав Мамышев-Монро. Феминистское искусство в Восточной Европе. Саня Ивекович, Зофия Кулик, Маре Тралла, Катаржина Козыра, Боряна Росса, ФНО. Проект «Gender Check». Квир-дискурс. От отношений к заметанию следов и аналитике, от Феликса Гонсалеса-Торреса к Хансу Шайрлю и Эмили Ройсдон. Обсуждение домашнего задания. Новое задание: гендерно-ориентированная работа.


5) Процессуальность и отказ от конечного произведения. Бесконечные перформансы Наумана и Аккончи. Живопись Каварры. Группа Коллективные действия. Перформансы московских концептуалистов. Эстетика отношений. Манифест Николя Буррио и критика Марии Линд. Художники эстетики отношений. Процессуальное искусство в нулевые. Практики исследования. Марион фон Остен, Лизи Раскин, Игорь Грубич, новы работы Марты Рослер, Антон Видокле. Джереми Деллер и практики воссоздания. Обсуждение домашнего задания. Новое задание: процессуальная работа либо исследование.


6) Искусство и самоорганизация. История больших художественных коллективов. Дадаисты, Флюксус, Art Workers Coalition, The Group Material, Коллективные Действия, Guerilla Girls, «Искусство, ввергающее в краску», NSK, СЗ, ЭТИ, ЗАиБИ, Что Делать?, E-Flux как кураторско-художественная платформа, Raqs Media Collective, WHW, Critical Art Ensemble, The Yes Men. Обсуждение домашнего задания. Новое задание: одна работа на весь курс.
Курс по мировой истории выставок.


1) Понятие «выставка». Терминология. Знакомство с определением «выставочная деятельность». Структура выставки. Художественная выставка. Виды и классификация художественных выставок. Нестандартные формы выставок. Обсуждение финального
задания предыдущего курса. Новое задание: в какой идеальной выставке вы хотели бы участвовать и почему?


2) Салон Отверженных. Салон Независимых. Художественные выставки в рамках Экспо-1900. Armory Show-1913. Обнаженная, спускающаяся по лестнице-2. Выставка радикального модернизма. Сецессион. Группа «Стиль». Структура Баухауза. Обсуждение задания. Новое задание. Создать работу для интерьера либо переделать интерьер как работу.


3) Репрезентации русского авангарда. Выставка Малевича 0-1. Выставка Лисицкого. Футуристы. Уличные шествия. Журнал, поэзия, пропаганда как формы выставочных практик. Протоперформанс: биомеханика Мейерхольда. Обсуждение. Задание: материалы для праздничного шествия. Изготовление флага.


4) Прото-куратор. Пьер Рестани и «Новые реалисты». Салон Réalités Nouvelles. Выставка Ива Кляйна «Пустота» 1958 г. Выставка «Независимой группы» «Это – завтра» 1956г. В Лондоне. США: Фабрика как феномен экспозиционного пространства. Первые опыты видеоэкспозиций. Выставка «Званый Ужин» Джуди Чикаго как пример первого глобального проекта в соавторстве. «Маги Земли» Жана Юбер-Мартена в Ценре Помпиду.
Обсуждение. Задание: концепция вечеринки/ужина/приема/дискотеки либо использование предмета декоративно-прикладного искусства/дизайна.


5) Мегашоу. Понятие, интерпретация термина. Феномены Биеннале и Триеннале. Документа и Скульптурпрожект как мировые проекты. Манифеста. Биеннале в Венеции, Валенсии и Стамбуле. История первых четырех выпусков Документы. Арнольд Бодэ и Вернер Хоффман. Обсуждение работ. Задание: концепция работы для мегашоу (можно – макет) в рамках озвученного каждому бюджета.


6) Первый Куратор. Проекты Харальда Зеемана. «Когда отношения обретают форму: работы, концепции, процессы, ситуации, информация», Кунстхалле, Берн, 1969. «Осмысляя реальность. Мир образов сегодня», «Документа-5», «Новая галерея» и музей Фридерицианум, Кассель, 1972. «Целибатные машины», впервые в 1975 году в Кунстхалле Берна, затем (1975—1977) в Венеции, Брюсселе, Дюссельдорфе, Париже, Мальме, Амстердаме, Вене. Венецианские Биеннале, 1999 ( d'APERTtutto) и 2001 (Плато Человечества). Документа после Зеемана. Особенное внимание Документы X – XI. Обсуждение. Задание: концепция работы специально для одной из выставок Харальда Зеемана.


7) Венецианская Биеннале. Основные выставки: Биеннале-47, 1997, куратор Джермано Челант, Биеннале – 2003, куратор Франческо Бонами («Мечты и конфликты: Диктатура зрителя»). Ханс Ульрих Обрист «Станция Утопия», «Города в движении». Манифеста. Примеры коллективного курирования. Основные выставки: Манифеста-1 (Роттердам), Манифеста-2 (Люксембург), Манифеста-3 (Любляна). Обсуждение. Задание: концепция работы для «Станции Утопии» либо «Городов в движении» Обриста.


8) Поворот к знаниям, герметичность, экспозиция. Берлинская Биеннале. Первая Берлинская Биеннале. Клаус Бизенбах, проект «Берлин. Александрплатц». Основной проект Первой Берлинской Биеннале: «Конгресс 3000». Эстетика отношений. Выставка Николя Буррио «Дотронься. Искусство отношений с 1990 до наших дней» (2002). Мария Линд «Что если» (Музей современного искусства в Стокгольме, 2000) и «Абстракция возможна» (четыре не-выставочные площадки в Стокгольме+ Tensta Konsthalle). «Когда вещи не отбрасывают тени», V Берлинская Биеннале. «Модернизм – наша античность?» Документа XIII. Обсуждение. Задание: Осмыслить понятие модернизма сейчас. Сделать работу согласно исследованию.


9) Возможности политического высказывания, исследование, выставка без экспозиции. Антон Видокль «Unitednationsplaza». Берлин, 2007. 6-я Берлинская Биеннале. Катрин Ромберг «What’s waiting out there?“ 7-я Берлинская Биеннале. Артур Жмиевский «Забудь страх». 10-я биеннале в Стамбуле. WHW «Чем живо человечество?» Документа – 13. Каролин Кристофф Бакарджиев. Без названия. Краткий обзор Московских Биеннале (акцент на I и II выпусках). Обсуждение. Задание: произведение искусства на злобу дня. Ван-Лайнер.

_________________________________________________________________________________________

Владимир Левашов

  1. Вооруженный взгляд. Европейский фотоавангард между мировыми войнами.

Немецкий Баухауз и русский конструктивизм. Фото как источник документального материала и элемент нового синтеза искусств. Фотография, текст, монтаж и дизайн. Живопись, фотография и кинематограф.

 

Французский сюрреализм. Литературоцентризм, автоматическое письмо и фотография. Le fantastique social: фотодокумент и воображение. Репортажная фотография и сюрреалистические журналы. Постановочная съемка, технические манипуляции, смещение контекста. Фотографы-сюрреалисты: инсайдеры, примкнувшие и "почетные члены" движения

 

  1. Совершенный объект. Формализм в фотографии Германии и США 1920-1930-х годов

Источники вдохновения: культ машины; природный мир как кладовая форм. Фотография "новая вещественности" в Германии: оппозиция фото-авангарду.

 

Пикториализм как предшественник американского фото-формализма. Фигура Альфреда Стиглица. Американский Запад в национальной фото-традиции. Технологические аспекты изображения природы. Связь с экологическим движением. Наследие фотоформализма в современной фотографии США.

 

  1. Гуманистическая визуальность. Документальная фотография золотого века (1920-1950)

Документальные социальные проекты. Пионеры фотодокументалистики. Американский и советский опыт документальных социальных проектов: пропаганда и информация.

 

Пресс-журналистика: новости, правда, жизнь. Новая фото-техника, новая фотоиллюстрированная пресса. Пресс-издание, агентство, фотограф. Изображение и текст. Редактор и автор-фотограф. Основные фотоиллюстрированные издания эпохи. Кооператив "Магнум": расцвет и кризис фоторепортажа.

 

  1. Фотодокумент как искусство. Новая документальность в США (1950-80)

Эпоха просперити и индивидуалистический протест. Предтечи. Эстетика снэпшота: фотокниги Роберта Франка и Уильяма Кляйна. Молодое поколение неангажированных фотодокументалистов: Гарри Виногранд, Ли Фридлендер, Диан Арбус.

 

Цветная фотоальтернатива. Уильям Эгглстон и Стивен Шор. Институализация фотографической практики в США.

 

  1. Поколение картинок. Фотография как субститут (1970-1990)

Концептуализация художественного процесса и кризис традиционных художественных техник. Вторая визуальная реальность и photo-based art. Симуляционизм и фотография. Фотохудожник как автор и персонаж: Синди Шерман, Ясумаса Моримура.

 

Installed to be photographed: фото-живопись, фото-скульптура, фото-инсталляция и т.д. (Томас Деманд, Вольфганг Тилманс, Сэнди Скоглунд, Спенсер Туник).

 

Утопия цифровой фотографии.

 

  1. Новая жизнь художественного изображения. Фотографическая картина (1960-2000)

Возрождение старых фотографических техник и приемов (Чак Клоуз, Хироси Сугимото, Абелардо Морелл, Сюзан Дерджес, Филип-Лорка Дикорсия).

 

Живопись как фотография: фотореализм. Фотография как живопись. Джефф Уолл, Грегори Крюдсон, фотохудожники "дюссельдорфской школы".

 

Фотодневника: опыт автобиографического повествования. Лари Кларк, Нэн Голдин, Элинор Каруччи, Раэн Макгинли