EN / RU

Конференция «Медиатека – как новый центр образования...»

Программа
Участники
Партнеры
Тезисы
Фото/видео

Конференция

«МЕДИАТЕКА — как новый центр образования, музейная коллекция и цифровой архив»

29-30 ноября 2012

Площадка: Центральный выставочный зал «Манеж», Медиа Галерея, 2 этаж

Темы:

Тема 1: Медиатека — публичное место и новый центр образования
Тема 2: Музейная коллекция и будущее цифровых архивов

Задачи:

  • Артикуляция понятия Медиатеки и ее функций в мировом контексте и в России;
  • Обозначение потребностей разных типов аудитории и форм работы с ними;
  • Презентация Медиатеки Музея экранной культуры «MедиаАртЛаб»;
  • Рассмотрение проблемы обретения ценностного статуса медиаискусства в условиях информационного перепроизводства;
  • Обозначение форм существования цифровых коллекций и архивов сегодня, определение будущего развития;
  • Определение методов сохранения произведений медиаискусства и политики в области их дальнейшей репрезентации;
  • Обсуждение проблем каталогизация медиаискусства — основных ее принципов сегодня и в будущем, новых специальностей и навыков сотрудников, технических требований и особенностей.

Проблематика:

Конференция актуализирует вопросы, связанные с формированием и использованием Медиатеки — как новых центров образования, мест хранения цифровых архивов и коллекций видео и цифрового искусства.

Важность презентация медиакультуры и медиаискусства диктуется тем, что зачастую они наиболее тонко и чувствительно реагируют на особенности современного общества и современной культуры. К сожалению, в силу того, что не все выставочные площадки и музеи (за исключением крупных западных медиацентров) имеют необходимую материально-техническую базу и методологию работы с медиаартом наиболее актуальной формой презентации с середины 90-х годов как в Европе, так и в России являются медиатеки и виртуальные коллекции, презентируемые в интернете. И та, и другая форма знакомства с данным видом искусства для России являются инновационными.

Медиатеки сегодня — это новые яркие центры образования и культуры, которые приходят на смену классическим библиотекам, которые в «цифровом обществе» стремительно утрачивают свою актуальность. Но в тоже время медиатеки продолжают эту древнюю традицию, являются прямыми приемниками и наследниками основных функций библиотек. Они наследуют и включают в себя как «аналоговые» так и цифровые фонды, дополняя и непрерывно расширяя свой функционал современными средствами репрезентации архивных данных.

Медиатека Музея экранной культуры «МедиаАртЛаб», которая является общим проектом с ЦВЗ «Манеж» формировалась в течение более десяти лет — на данный момент в ней собрано, архивировано и аннотировано более 2000 произведений медиа-арта (http://www.mediaartlab.ru). В 2001 году «МедиаАртЛаб» проводил международную конференцию «Access to Excess / Доступ ко вседоступному», на которой обсуждались проблемы архивации и презентации медиаискусства.

Создание Базы данных аудиовизуального архива «МедиаАртЛаб» — интернет-архива проектов видеоискусства, интерактивного и сетевого искусства — остро поставило ключевую проблему таких проектов: что именно следует архивировать и сохранять — работу в целом, по возможности наиболее полно, или только ее описание, что кажется наиболее подходящим решением, если данное произведение инкорпорирует «реальные» элементы и непосредственный социальный контакт? Или же следует сохранять техническую копию в качестве точного воспроизведения в более современном техническом формате? Что именно считается точной копией? И как далее репрезентировать работы созданные средствами медиа?

Современное искусство, особенно та его часть, которая работает с новыми технологиями — это совершенно новый культурный феномен, принципиально отличающийся от традиционных, главным образом, временными параметрами. То есть требует профессионального исследования собственно развитие технологий, которые, модифицируясь, каждодневно влекут за собой смену технической ориентации и «материальных параметров» самого искусства.

Из этого следует, что традиционная каталогизация современного искусства, а именно критический разбор с точки зрения исторических (временных) перспектив в будущем будет чрезвычайно затруднен в связи с тем, что объект описания (произведение искусства) в перспективе будет невозможен для критики, так как будет «утеряна» техника его создания. В этой ситуации профессиональная работа по маркировке, описанию, критическому разбору, каталогизации и музеефикации медиаискусства, как это ни парадоксально, должны проходить уже сейчас.

Участие по предварительной регистрации + 7 (495) 645 92 72
s
.volkonskaya@mediaartlab.ru
http://mediaartlab.timepad.ru/event/49541/