EN / RU

О МедиаАртЛаб


Научно-популярный фестиваль ScienceArtFest (2009)



Майя Халеви (Израиль)

«Научный музей как инструмент для популяризации науки. Способы поощрить любознательность»

Научный музей – это посредник между наукой и людьми, цель которого поощрить любознательность – вот концепция нашего профессионального сообщества. В последние годы появилось много новых интерактивных научных центров-музеев, получены новые данные о их роли в жизни сегодняшнего общества. Все они строятся по этой концепции, но для того, чтобы лучше удовлетворять местные запросы, им необходимо разработать собственный оригинальный подход.
В докладе обсуждается проектирование Научного музея Блумфельда в Иерусалиме, его сегодняшние программы и те проблемы, которые планируется решать в будущем.

Биография

Майя Халеви работает в Научном музее Блумфилда в Иерусалиме почти с момента его основания. В 1983 году она вместе с профессором Петером Хилманом возглавила команду разработчиков новой для израильского общества концепции – интерактивного научного центра. Опыт работы архитектора, градостроителя, музеолога помогли ей в разработке концепции выставочного отдела нового музея, а также в руководстве проектированием нового здания, которое открылось в 1992 г. С 1995 года госпожа Халеви занимает должность директора музея.
Как представитель Израиля в Комитете по науке и обществу Еврокомиссии и политолог, она занимается продвижением израильских общественных программ в области науки, способствуя знакомству широкой публики с новыми возможностями научных центров и музеев, а также академических и общественных организаций. В последние годы Майя Халеви была инициатором и участником нескольких израильско-палестинских программ научных музеев в рамках принципа непосредственного общения между народами и сотрудничества по научным программам на Ближнем Востоке.

О Научном музее Блумфилда

Миссия музея – пропаганда науки, научной культуры и образования во всех слоях израильского общества. Все усилия направлены на то, чтобы сделать посещение музея как можно более привлекательным и информативным для посетителя. Сотрудники создают основные экспозиции, состоящие по большей части из интерактивных экспонатов. Каждая выставка объединена одной тщательно выбранной темой, с которой все экспонаты непосредственно связаны. При выборе тем важно, чтобы они были интересными, актуальными для общества в целом и для школьной программы, по возможности также для проводимых сейчас научных исследований, особенно осуществляемых израильскими учеными. Темы ориентированы на науку в самом широком смысле слова, включая технологии, социологию и искусство. Затем создается общая концепция плана выставки, ее проект и дизайн. Перед воплощением каждый экспонат проходит процесс детального планирования и проектирования. В некоторых случаях создается опытный образец, чтобы посмотреть, действительно ли идея стоящая и уточнить параметры будущего экспоната. Параллельно с этим готовится текст (этикетки на иврите, арабском и английском языках, дополнительная информация), информация о выставке также помещается на интернет-сайт.



Алексей Лебедев (Россия)
«О природе музейного проектирования»

В жизни любого, самого передового учреждения львиную долю составляют функционирование и воспроизводство. Их обеспечивает известная управленческая технология, именуемая планированием. Ведь по определению планирование – это управление операциями. А проектирование – это управление инновациями. Его и не должно быть много, ибо слой развития всегда тонок. В нем сосредоточены многие риски. Грамотно составленный план обязательно будет реализован. А проект – даже самый яркий и продуманный – имеет лишь шансы на успех. И все же идти на эти риски необходимо. Ибо, как известно, если мы перестанем думать о будущем, его у нас и не будет.
Перед любым музеем время от времени встают задачи, которые невозможно решить в плановом порядке. В этот момент дирекция начинает мучаться над почти гамлетовским вопросом: разработать проект силами своих сотрудников или прибегнуть к услугам специализированных организаций?

Биография

Доктор искусствоведения, заведующий Лабораторией музейного проектирования Российского института культурологии, директор АНО «Музей будущего». Руководитель программы дистанционного образования «Менеджмент в сфере культуры» Московской высшей школы социальных и экономических наук, Москва, Россия.

Специалист в области музейного проектирования, искусствознания, информационных технологий в сфере культуры.
Руководитель крупных музейных проектов (Музеи Московского Кремля, Третьяковская галерея, Русский музей, Царицыно и др.), соавтор ряда программ городского и регионального культурного развития.
Автор более 150 публикаций в научной и массовой печати.

О Лаборатории музейного проектирования РИК и АНО «Музей будущего»

Лаборатория музейного проектирования (http://www.future.museum.ru/lmp) стремится содействовать модернизационным и инновационным процессам в музейной сфере России путем проведения поисковых теоретических исследований, разработки экспериментальных проектов и их осуществления в тесной кооперации с практиками музейного дела.
Автономная некоммерческая организация культуры «Музей будущего» (http://www.future.museum.ru) разрабатывает концепции развития музеев, сценарии экспозиций, проводит тренинги для персонала музеев и других организаций, функционирующих в музейной сфере или использующих музейные технологии. В числе последних работ: концепция музеефикации здания и сценарий экспозиции в колокольне Ивана Великого (Москва, Кремль), стратегия развития Государственного музея Л.Н.Толстого (Москва), web-сайт «Соловки - ЮНЕСКО On-line», проектно-аналитический семинар «Стратегии развития литературных музеев» и др.



Ян Виллем Овердейк (Нидерланды)

«Построение интерактивной экспозиции в научном музее»

Так же как искусство и литература, наука является компонентом нашей культуры. Знания в этой области должны храниться и передаваться следующим поколениям. Научные центра такие как амстердамский «НЕМО» (Национальный центр науки и технологии) могут сыграть в этом процессе важную роль. Но общаться с целевой аудиторией, по большей части молодежной, на такие темы совсем не просто. Как привлечь внимание публики и удержать его? Эти вопросы занимают центральное место в данном докладе. Посмотрим поближе на «кухню» самого большого научного центра Нидерландов, «НЕМО», расположенного в Амстердаме. Возможно, решения, которые нашел «НЕМО» для этих вопросов, могут быть использованы и другими музеями.

Биография

В «НЕМО» Ян Виллем Овердейк отвечает за маркетинг и коммуникацию по различного рода проектам, таким как научный центр «НЕМО», несколько интернет-сайтов и мероприятия проводимого в октябре Месяца Знаний. В «НЕМО» работает с начала 2006 года. До этого выполнял те же функции в другом крупном музее Амстердама. Овердейк на данный момент уже 10 лет работает в области культуры, а до этого занимал различные должности в различных компаниях и маркетинговых агентствах.

О «НЕМО»

«НЕМО», самый крупный научный центр Нидерландов, был открыт королевой Беатрикс в 1997 году. Пять этажей, где можно сделать и исследовать столько всего увлекательного - это идеальное место для любого пытливого ума. Все в «НЕМО» связано с наукой и технологией – выставки, театральные представления, фильмы, семинары и демонстрации. Вы сможете понюхать, услышать, потрогать и посмотреть, как устроен мир. После посещения «НЕМО» вы узнаете, почему мосты прочные, как вы будете выглядеть через 30 лет, почему вы так похожи на своих родителей, как очистить воду, что происходит, когда вы целуетесь с кем-то, как получаются молнии, как устроены искусственные спутники и многое, многое другое. Другими словами, провести день в «НЕМО» – значит с толком потратить свое время.
«НЕМО» – отличное развлечение для детей, их родителей, бабушек и дедушек. Взрослые без детей тоже найдут для себя здесь много интересного. Для школьников «НЕМО» – самое обширное интерактивное пространство для обучения вне класса, и неотъемлемая часть любого курса науки и технологии. Хотя термин «научный центр» еще не прижился в Нидерландах, около 400 000 посетителей ежегодно посещают его зеленое здание над туннелем IJ в Амстердаме.
Имя «Немо» использовалось многими известными авторами для описания событий и людей на пересечении вымысла и реальности. По латыни Nemo означает «никто» и указывает на мир где-то на границе фактов и вымысла. Посетители научного центра «НЕМО» могут на один день стать учеными, инженерами или техниками. Неожиданно мечты становятся реальностью.



Лукас Эверс (Нидерланды)

«Опыт взаимодействия искусства и технологий в секторе научных музеев»

Допустим, что научные музеи играют важную роль и несут ответственность за информирование и просвещение публики относительно жизни в обществе высоких технологий и в мире, который все больше и больше становится конструируемым объектом. Возникает вопрос, не следует ли расширить саму концепцию выставки, которая сейчас в основном представляет собой экспонирование различных объектов, с тем, чтобы посетители выставки активно вовлекались в научные и технологические процессы.

Такие модели вовлечения могут создаваться в основном художниками и конструкторами. В данном докладе мы в первую очередь хотели бы обратить внимание на ряд примеров, когда художники находятся в тесном взаимодействии с наукой, используют научные методы и/или дополняют их. Во-вторых, приводятся примеры концепций, которые возможно воплотить в научных музеях. Эти концепции предполагают, что посетители будут принимать участие в процессах открытого конструирования. Кроме того, будет рассмотрены методы, которыми пользуется искусство при анализе научной индустрии как критик и как участник – также для того, чтобы предложить свою помощь людям, которые живут в обществе высоких технологий.

 

Биография

В 1994-1997 гг. изучал политологию в Амстердамском университете, в 1987-1993 получил степень магистра искусств в Академии визуальных искусств.
С 2007 г. по настоящий момент - директор культурных программ Общества WAAG (www.waag.org). С 2007 г. и до сегодняшнего дня - консультант Центра Dasarts по изучение перформативных искусств, блоки 27, 28, 29, 30 (www.dasarts.nl), Директор программы медиа-арта в культурном центре Stichting Melkweg. В 1999 – 2004 гг. работал в Центре культуры и политологии де Бали – фильм-монтаж, новые медиа, политика ( www.balie.nl). Член правления фонда Барони и фонда Оптофоника, платформы для синэстетических медиа и пространственного звука (www.optofonica.com). Член комиссии фонда Мондриана по визуальным искусствам и дизайну.

 

Об Обществе WAAG

Общество WAAG развивает творческие технологии для социальных инноваций. Фонд проводит исследования, разрабатывает концепции, проводит пилотные проекты и испытывает прототипы, играя роль посредника между искусством, наукой и медиа. WAAG сотрудничает с культурными и общественными организациями и частыми инициативами. Общество было основано в 1996 году Каролиной Невеян и Марлен Стиккер. М. Стиккер также стала инициатором Digital City, первого интернет-сообщества в Нидерландах. На его базе была создана междисциплинарная медиа лаборатория, где кроме исследований и разработки технологий находится место экспериментам над новыми технологиями, искусством и культурой. Деятельность WAAG осуществляется в пяти направлениях: здравоохранение, культура, общество (общественная сфера), образование и устойчивое развитие.
WAAG считает важной задачей предоставить возможность доступа к интернету, новым медиа и технологиям тем группам пользователей, которые имеют к ним ограниченный доступ. Например, программа Storytable - мультимедийный круглый стол для пожилых людей, которые хотят поделится своими историями, или BoardMessenger - инструмент для общения для умственно отсталых людей.
В 2003 году была учреждена компания Waag Products для распространения идей и концепций, разработанных WAAG. В 2006 году в помещении пакгауза в бывшем районе доков в Амстердаме был открыт новый популярный культурный центр Pakhuis de Zwijger (Пакгауз Звейгера). В этом центре разместились Медиа Гильдия – инкубатор начинающих творцов, Лаборатория творческого обучения и мастерская Fablab. Многие проекты WAAG получили признание как в Нидерландах, так и за рубежом и были награждены различными премиями.

Культура и WAAG: исследование и эксперимент с искусством и культурой в сетевых сообществах. Художники и дизайнеры исследуют, как мы существуем в мире, то, как мы формируем свое самосознание, рассказываем истории и придаем смысл окружающему миру. Технология при этом является формой и одновременно содержанием; не только средством самовыражения культуры, но и продуктом этой культуры. Программное обеспечение, «железо» и интерактивные модели - все это составляющие драматургии. «Компьютер как театр» - назвала этот феномен Бренда Лорел еще в 1980-е годы. Произведение искусство, которое создается WAAG, не просто живет в музее, но сливается с иными мирами: социальной реальностью, культурной идентичностью, уличной драмой. Методика исследований, виды совместной работы и прикладного использования, которые играют центральную роль в медиа-арте и электронных медиа – рабочие методы WAAG. Не автономный арт-проект, а автономия сферы искусства, из которой работаешь – вот что существенно. Это пространство включает исследования, лекции и выставки, также имеется программа artist-in-residence.



Александр Дремайлов (Россия)
"Внедрение игровых моментов в музейную экспозицию"
При разработке концепции экспозиции музея Энергии (РАО ЕЭС) в качестве целевой аудитории рассматривались молодые люди 12 – 16 лет, которые находятся в поиске своей будущей профессии. Авторы концепции исходили из того факта, что часто на выбор профессии влияет первое впечатление от «понимания ключевой задачи профессии» - для будущего врача – «болезнь – здоровый человек» через технологию диагностики и метода лечения, для будущего металлурга – «руда – металл» через технологию высоких температур, для будущего электроэнергетика – «энергия пара-воды – электроэнергия» через технологию преобразования энергии. Как молодому человеку познать «ключевые элементы электроэнергетики - генерирующей, транспортирующей, распределительной»? Решили применить метод компьютерной игры, для молодых людей знакомое занятие. Пазл – метод игры. «Ключевые элементы» - турбина, генератор, кабельные линии, потребители электроэнергии. В игровой форме не очень сложно собрать эту цепочку! Надежда авторов на то, что именно в этот момент в голове молодого человека произойдет «чик!» - понимание, как получается электроэнергия!

Биография:
Заведующий научно-производственным отделом информационных систем Музеев Московского Кремля. Член президиума национальной ассоциации по музейной документации АДИТ (c1996 по 2004 гг. - Президент АДИТ), член Международного Совета Музеев (ИКОМ, ЮНЕСКО) (c 2006 по н.в. – член Президиума ИКОМ России), член международного Комитета по музейной документации СИДОК.
Принимал участие в проектах: Стандарты описания объектов культурного наследия в электронном виде (2001-2002) ; "Информация о культурном наследии. Взаимодействие между Российскими и Европейскими регионами" (2001, Фонд Сороса), Музей корпорации ТАТНЕФТЬ (г.Альметьевск, 2002-2003), 3D-историческая реконструкция Московского Кремля 12-21 вв. (2003-2008); Музей М.Т.Калашникова (г.Ижевск, 2003-2004); Аудио-экспозиция: "звуки Соловков", Соловецкий музей-заповедник (2004); Музей "Наследие Чукотки" (г.Анадырь, 2003 – 2005 гг); Аудиовизуальный музей истории архитектурного комплекса Московского Кремля (2003 - н.в); «Музей энергии РАО ЕЭС», г. Москва, 2007 г.); «Музей корпорации РОСНЕФТЬ» (г. Москва, 2008 г.) - член рабочей группы, координатор проекционно-информационного обеспечения экспозиции; проект «Кому нужен этот музей». Проведение социологических исследований по теме "Музеи Кремля: ожидания посетителей и информационные услуги музеев" (2008 г.).

О Музее Энергии
Создание музея заняло несколько лет и потребовало кропотливого труда ряда специалистов самых различных областей - энергетиков, историков, искусствоведов.
Музей демонстрирует единство энергетической отрасли -- как источника света, тепла, движения и силы, основы современной цивилизации. Экспозиция раскрывает историю отрасли, показывает ее современное состояние, предлагает прогноз развития. Исторические реликвии и документы соседствуют здесь с новейшими информационными системами, открывающими доступ к уникальным базам данных, и с проектами, которые обещают изменить облик самой энергетики. Посетителя ждет знакомство с научными, производственными, управленческими, художественными и потребительскими аспектами электричества.



Криста Соммерер и Лоран Миньонно (Австрия)
Искусство и наука дизайна интерфейса и интерактивного дизайна: культура интерфейса.
Художники и дизайнеры, работающие в области интерактивного искусства, уже довольно долго проводят художественные исследования взаимодействия человека и машины. Сейчас, когда  продукты интерактивных технологий всё больше вторгаются в нашу частную и профессиональную жизнь, особый интерес вызывает вопрос того, откуда пришли к нам впервые представления об интерактивности, а также как художники и дизайнеры на протяжении 40 или более лет уже рассматривали ценности интерактивности в своей художественной и концептуальной работе.

Начиная с археологии медиа искусства  и заканчивая  современным интерактивным искусством термин «интерактивность» трактуется в рамках живого и непрерывного дискурса  в области интерактивного искусства, интерактивного дизайна, дизайна игр, гибком интерфейсе, слуховых интерфейсах, модных технологиях, переносных приборах, умной среде, сенсорных технологиях, телекоммуникации, медиа-фасадах и новых экспериментальных формах взаимодействия человека с машиной, человека с человеком и машины с машиной.

Этот доклад посвящен не только различным представлениям об интерактивности; но и ответит на вопрос, как искусство и наука могут объединиться в области культуры интерфейса и каким образом можно использовать это знание в музейной  практике.

Биография
Криста Зоммерер и Лоран Миньонно – признанные во всём мире медиа-художники и исследователи. Совместно они создали около 20 интерактивных художественных произведений, ознакомиться с которыми можно на сайте http://www.interface.ufg.ac.at/christa-laurent. Эти работы демонстрировались по всему миру примерно на 200 выставках; они выставлены в медиа-музеях и медиа-коллекциях разных стран, включая Музей Ван Гога в Амстердаме, Музей Науки и Промышленности в Токио, Медиа-музее ЦКМ в Карлсруэ, Фонде Картье в Париже, центре Ars Electronica в Линце, музее NTT-ICC в Токио, в отделении NTT в Нагоя (Япония), в мультимедийном центре Широиши в Широиши (Япония), в Доме Шисейдо (Токио), в культурном фонде ITAU (Сан-Паулу).

Интерактивные работы Зоммерер и Миньонно были названы «эпохальными» (Тошихару Ито, музей NTT-ICC в Токио) за развитие природных и интуитивных интерфейсов и за частое приложение научных принципов (таких, как искусственная жизнь, комплексность и генерирующие системы) к своим новаторским проектам интерфейсов. Они получали важные международные награды в области медиа, среди прочих «Золотую Нику», приз Ars Electronica за интерактивное искусство в 1994 г. (Линц, Австрия).
Миньонно и Зоммерер писали на темы искусственной жизни, комплексности, интерактивности и дизайна интерфейса; они неоднократно выступали с докладами в университетах, на международных конференциях и симпозиумах. Они 10 лет проработали в качестве исследователей и профессоров в лабораториях ATR (Киото, Япония) и IAMAS (Огаки, Япония), а сейчас возглавляют отделение культуры интерфейса в Университете Искусства и Дизайна в Линце (Австрия), которое создано для исследования интерактивного искусства, интерактивного медиа и дизайна интерфейса. Недавно они опубликовали две книги: «The Art and Science of Interface and Interaction Design» (Искусство и наука в дизайне интерфейса и интерактивном дизайне), C. Sommerer, L. C. Jain, L. Mignonneau (Eds.), 2008. Springer Verlag, XIV, 190 стр. 69 илл., в твердой обложке, серия «Studies in Computational Intelligence», том 141, ISBN: 978-3-540-79869-9 и «Interface Cultures - Artistic Aspects of Interaction» («Культура интерфейса – художественные аспекты взаимодействия»), C. Sommerer, L. Mignonneau, D. King (Eds.), августt 2008, Transcript Verlag, 348 стр, ISBN: 978-3-89942-884-1.



Николас Ривз (Канада)

Институт Гексаграм и Центр CIAM: союз искусства и технологий

В Декабре 2001 года было принято решение об объединении Института Гексаграм (Institute for Research-Creation in New Media and Technologies) и Центра CIAM (Centre Interuniversitaire des Arts Médiatiques), это событие оказалось знаменательным для канадского исследовательского и художественного сообщества. Этот союз объединил на сегодняшний день под своей крышей более 80 художников-исследователей  и более 250 монреальских студентов, которые совместно работают над  более чем 200-ми проектами. Это сотрудничество позволило наладить уникальное взаимодействие между университетскими лабораториями, независимыми художниками и научными исследователями.

В своей лекции Николас Ривз расскажет о контексте, который способствовал объединению двух институций и собственно том спектре проблем, над которыми они работают: от робототехники до климатических исследований, от эксперементальных мультимедийных технологий до интерактивных объектов... Большинство работ характеризуются соединением науки и технологий, потенциал которых зачастую раскрывается в максимально нетрадиционной форме. В презентации будут представлены несколько примеров подобных проектов, которые позволят сформировать представление о потрясающем разнообразии видов деятельности этих организаций и увидеть как плоды их работы реализуются на практике.

Биография

Профессор Школы дизайна Университета Квебека в Монреале. Директор по исследовательско-творческим проектам Исследовательского Института Гексаграм (2001-2008), Директор лаборатории дизайна в области компьютеров, искусства и архитектуры NXI GESTATIO. Вице-президент Общества искусства и технологии (1997-2007). Получил два высших образования – физика и архитектора – что дало ему возможность соединить с художественной и дизайнерской практикой интенсивное использование биоклиматических, научных и компьютерных данных. Исследование-творчество – это анализ основ концепции порядка, организации и информации, который осуществляется с помощью исследований потенциала компьютерных технологий в морфогенетических процессах. Многие продолжающиеся исследовательско-творческие проекты основаны на алгоритмических системах, которые развивают различные виды изменяющихся архитектонических или звуковых структур.
Николас Ривз демонстрировал свои инсталляции и читал лекции в различных странах пяти континентов. Им опубликованы многочисленные статьи в различных журналах по искусству. Постоянный член жюри нескольких советов по искусству Канады. Хотя выставки работ Ривза устраиваются не так часто, но его произведения, в которых наука и технология используются поэтически и со здравым смыслом, экспонировались во всех знаковых музеях и центрах. Ривз изобрел «облачную арфу» – метеоэлектронный инструмент, который в режиме реального времени конвертирует форму пролетающих облаков в звуки и мелодии. Этот инструмент демонстрировался во многих странах и о нем много писали в различных СМИ.

Об Институте Гексаграм
Создан в 2001 году совместно Университетом Квебека в Монреале и Университетом Конкордиа, к которым в 2006 году присоединились университет Макгилла и Монреальский университет. Гексаграм – это 79 художников-исследователей из университетских кругов, которым помогают более 350 студентов и аспирантов. Они совместно осуществляют исследовательские проекты в области кино, цифрового ТВ, робототехники, искусственной жизни, вариативных сред, интерактивных игр, перформативных искусств, сред с погружением и интерактивных мультимедиа.