EN / RU

О МедиаАртЛаб

Вальс (2000)
Елена Ковылина

Направление: Видео-арт
Технология: Аналоговое видео
Хронометраж: 15'00''



Елена Ковылина представляет поколение художников, начавших работать в конце 90-х. Наибольшую известность имеют как раз ее перформансы, которые она обычно документирует на видео. Художница старается поднимать в них актуальные (гендер, война, национальная идентичность), а иногда и просто “горячие” темы (например, перформанс “Курс рубля”, 1998).

Работа Вальс - документация перформанса. Поскольку перформанс был достаточно длинный и основывался на повторяющейся системе действий, эта документация смонтирована так, чтобы сделать саму акцию презентабельной.

Перформанс сделан в Берлине в галерее Volker und Freude в связи с выставкой, посвященной Роберту Раушенбергу. Место действия - просторный зал с эклектическими архитектурными деталями, с каменным полом и зеркалами, двери которого выходят в сад. Ближе к входу установлен стол, на котором стоят около 30 рюмок водки и лежат советские военные награды. Звучит “трофейная” музыка. Художница, облаченная в черный халат до колен (подчеркнуто нейтральный наряд), предлагает одному из зрителей танец. Сделав с партнером несколько кругов по залу, она выпивает водку, разбивает стакан об пол, а себе на халат прикалывает одну из наград. Партнеры меняются, художница напивается, а пол покрывается разбитым стеклом. Совершая последние круги танца, она уже едва стоит на ногах, падает на пол, увлекая того, кто вальсирует с ней, снова поднимается. Перформанс заканчивается, когда на столе не остается больше ни водки, ни наград.
Работа интересна драматичностью действия и личной, физиологической вовлеченностью исполнительницы. Если сравнить стиль Ковылиной и Ребеки Хорн, в мастерской у которой она в данное время проходит курс обучения, можно заметить, что хотя немецкая художница также была склонна к театральным эффектам (например, “Носорог”, 70-е), она исполняла свои перформансы более беспристрастно, решая скорее формальные задачи. Ковылина же вносит в свою работу искренний психологизм, который как раз и подчеркивает ее документирующее видео. (Константин Бохоров)