EN / RU

О МедиаАртЛаб

Insect Аrt (2000)
Игорь Давлетшин

Направление: Видео-арт
Технология: Аналоговое видео
Хронометраж: 6'15''



Фильм сделан в креативном центре, существующем на базе Кемеровского университета. Активность центра развивается в очень широком диапазоне жанров и техник современной культуры: музыка, изобразительное искусство, видео. SNK дает возможность участникам своих программ поупражняться в креативных методах модернизма. Для региональной культурной ситуации продукция центра - явление характерное и интересное.

Авторы видео (Давлетшин, Горячев, Щеголев), документирующего проект Insect Art, в достаточной степени владеют всеми изобразительными средствами киноязыка. Фильм имеет целый ряд стилистических черт, сближающих его с советской научно-популярной документалистикой. Стилистически фильм сделан не как образовательный, а ставит задачу творческого осмысления проблемы, которая пока еще закрыта для рационального понимания.

В качестве проблемы в фильме выступает современное изобразительное искусство. Сюжет – как художники довольно буквально пытаются реализовать метафору о том, что картина есть не что иное, как запачканный холст. В фильме показан процесс создания картины тараканами, обмокнутыми в краску. В итоге получается странный объект: холст на подрамнике, заляпанный краской с прилипшими к ней шевелящимися насекомыми. Чем не гениальная абстрактная картина! Чем не новый Поллок!

Но результат, видимо, не является таким уж убедительным, хотя и не оставляет сомнений ни в авторстве, ни в творческом методе. Поэтому, как когда-то был снят фильм о том, как Поллок создавал свои картины, который, между прочим, стал важной вехой в признании искусства великого американского мастера, кемеровцами снимается фильм о процессе тараканьей живописи, который показывает, что искусство не только запачканный холст, но и ритуал, в результате которого происходит это загрязнение.

Ставя проблему ритуала создания искусства, фильм дает определение и иллюстрирует, что такое перформанс. Важным моментом является то, что в непосредственной близи от произведения искусства все предметы и действия так же "заражаются" и становятся контекстом. Искусством становятся и резиновые перчатки на руках у перформансистов, и картонные коробки, которыми они огораживают холст, и звуки музыки, льющиеся из динамиков, и люди, пришедшие на акцию и сидящие за тяжелыми деревянными столами, и голос поэта, читающего стихи о насекомых. Т.е. перформанс реализует искусство в его тотальности, и это ощущение прекрасно выражено в фильме методами советской научно-популярной документалистики.

Однако, казалось бы, обнажив всю самую сокровенную анатомию современного искусства, фильм не делает никаких однозначных выводов, показывая искусство как процесс со своей историей и логикой развития, но недоступное для рационального понимания. (Константин Бохоров)