EN / RU

О МедиаАртЛаб

Камуфляж (1997)
Алексей Добров Даниил Лебедев Валерий Патконен

Группа: Синий Суп
Направление: Видео-арт
Технология: Аналоговое видео
Хронометраж: 5'00''



Группа “Синий Суп” делает видео, которое лежит, однако, в русле московской концептуальной традиции, наименее плодотворной как раз в этом жанре. Главный отличительный знак этой традиции – озарение с востока, которое молодое поколение, типа “Фенсо” и, соответственно, “Синего Супа”, настолько органично восприняло, что даже сублимированная им молодежная культура в этом соусе имеет вкус чего-то необыкновенно пикантного.

Камуфляж - это видео, сделанное как игрушечное кино (образ игрушечного мира любимая аллюзия “Медгерменевтики”). Правда, Камуфляж не тянет на целый фильм (хотя обладает абсолютно всеми его признаками), а является лишь одним эпизодом, одной серией, поскольку предполагается, что у него было начало и будет продолжение.
Сюжетом Камуфляжа является расстрел. Из мрачного бетонного бункера выходят гуськом персонажи в костюмах из полиэтиленовой пленки; вооруженные боевики с угрожающе выглядящими “пылесосами” за плечами ведут связанных безоружных осужденных куда-то в поле; из сопл “пылесосов” вылетает синяя энергия, изображенная в виде синей пленки, окутывающей жертвы; убитые в траншее оживают, сдирают с себя липкую энергию - смена идентичности.

Шутка этой работы заключается в том, что в ней все не по-настоящему. Фильммэйкеры берут средства кино, но делают не кино. Их аллюзии на перформанс и боди-арт лишь подчеркивают тщетность попыток заниматься тем или другим. Их принцип – максимальная отстраненность, в состоянии которой только и возможно озарение с наибольшей вероятностью.
Работа балансирует на грани самых разных модальностей; предлагаемый в ней новый критический мифологизм оказывается интересным инструментом для проблематизации как жанра фикшн, так и модернистского дискурса, так как не относится ни к тому, ни к другому. Камуфляж интересен здесь как своеобразная экранная форма исследования проблем современного искусства и перформанса в том числе. (Константин Бохоров)