EN / RU

О МедиаАртЛаб

Свет в конце тоннеля (1991)
Алексей Беляев (Гинтовт) Кирилл Преображенский

Направление: Видео-арт
Технология: Аналоговое видео
Хронометраж: 4'00''



Свет в конце тоннеля является живой акцией, осуществленной в реальном времени. Последний минимум средств – закольцованная на экран монитора камера с помощью трансфокатора создает иллюзию бесконечного коридора. Контур солдата, прикрепленного к поверхности экрана, транслируется в заэкранную точку инфернального медийного тоннеля. Звук – естественное возбуждение среды (встроенный микрофон следует за трансфокатором). Запись осуществлена в ночь первой бомбардировки Ирака ? авиацией США. Авторы этой работы начали заниматься видеоартом в начале 90-х годов. На их творчество влияли московский концептуализм и различные формы западного арта. В рамках группы “Лаборатория мерзлоты” делали перформансы, инсталляции и др. В видео исследовали взаимосвязь различных видов искусства (работы: Видеоживопись, 1990; Видеобалет II, Видеопоэзия, 1991) – традиция, берущая начало в “Флюксусе”.
Работа представляет собой образец чистого видеоперформанса. Камера в ней фактически направлена внутрь видеопроцесса, она снимает сама себя, то, что с ней происходит. Такой тип использования аппаратуры называется “close circuit”, “замкнутый контур”. Пленка фиксирует взаимодействие аппаратных средств видео, что придает фильму неподдельную аутентичность. Отсутствие какого-либо творческого вмешательства еще больше усиливает этот эффект.

Сюжет работы - ожидание начала военной операции “Буря в пустыне”. Перформанс поставлен в 1991 году, накануне начала бомбардировок Ирака американской авиацией. На экран телевизора наклеена маленькая фигурка солдата, вырезанная из журнала и своим присутствием задающая тему. Видеокамера подсоединена к входу телевизора, поставлена на запись и направлена объективом на экран. В результате возникает эффект “электронного эха” - колебание звука и изображения, которые фиксируются на пленку. Создается состояние тревожного ожидания. Человеческое присутствие маркируется взмахами руки между камерой и экраном.

Работа обладает несколькими уровнями смысла. Во-первых, это интересное высказывание по поводу молниеносной войны 91-го года и новых методов империалистического доминирования и роли новых информационных технологий. Во-вторых, она воздействует на зрителя завораживающим образом, что позволяет говорить о ее техногенной суггестивности. В-третьих, в работе исследуются искусственное (виртуальное) пространство, в котором хранится, накапливается и распространяется информация, и его соотношение с пространством актуальным.

В данном разделе работа интересна как образец чистого видеоперформанса, уточняющая определение этого жанра. Мы видим, что видеоперформанс делается не просто для камеры, но так, что аппаратура сама принимает в нем участие.