EN / RU

О МедиаАртЛаб

Инке Арнс
Малые медиа: оценка горизонтальной коммуникации. Два примера локальной и транслокальной коммуникации. Базирующая в Берлине микро-ассоциация для развития медийной культуры и транслокального мейлинг-листа Syndicate (2000)
Тематика: Медиа-экономика , Медиа-политика , Медиа-политика
Язык оригинала: русский


Малые медиа существуют по принципы «от одной точки - к другой», в отличие от масс-медиа, которые адресованы многим и являются средствами коммуникации типа «Отправитель один - получателей тысячи!». Малые медиа как средства общения отличаются скоростью и мобильностью. Их не тяжело носить с собой, а в случае Интернет - они доступны по всему миру, во всяком случае на большей его части. Малые медиа преимущественно представлены некоммерческими проектами, в то время как масс медиа вынуждены работать на коммерческой основе. Малые медиа - по большей части «сделай сам». Они представляют собой небольшие независимые устройства для распространения «маленьких историй», по аналогии с предложенным в 1970 Делёзе и Гаттари понятием ‘litteratures mineures’ и по контракту с «развернутым изложением событий», которые предлагаются средствами массовой информации.

Неформальные сетевые проекты и мейлинг-листы в Интернет часто используются сотнями людей для того, чтобы поддерживать контакты, обмениваться новостями и дискутировать, и играют значительную роль в распространении критической информации. Хорошими примерами в этом смысле являются проекты Nettime и Syndicate 1995-1996 гг., посвященный укреплению контактов и сотрудничества в области коммуникации и обмену между институциями и отдельными активистами медийной культуры в Восточной и Западной Европе. Мейлинг-лист Syndicate позволяет его участникам регулярно обмениваться электронными посланиями, сообщать друг другу о предстоящих событиях и осуществляемых проектах. Со времен первой встречи в Роттердаме в 1996 г., на которую собрались 30 медиа-художников, активистов, журналистов и кураторов из 12 европейских стран, проект Syndicate не перестает растет. В апреле 2000 г. он объединял уже более 400 участников из 30 европейских и других стран мира. Изначальная идея проекта - связать восток и запад Европы единой сетевой программой, стала гораздо шире и выросла до общеевропейского форума по медиа-культуре и искусству. Проект позволяет расти и другим, как краткосрочным совместным проектам, так и долгосрочным программам сотрудничества независимо от комбинаций. Проводятся регулярные совещания и рабочие встречи, фестивали и конференции. Так же регулярно публикуются избранные статьи, которые распространяются через мейлинг-лист.

В марте 1998 г. 15 художников, теоретиков, журналистов, организаторов и продюсеров основали в Берлине mikro e.V., проект, призванный способствовать развитию медийной культуры. «Отцы-основатели» заняты в основном в области независимой медиа-культуры, от видео-арта и электронной музыки, независимого радио и ТВ, до творческого использованию Интернет и цифровых мультимедийных технологий. Всю эту разношерстную публику свела воедино необходимость обсудить культурное, социальное и политическое влияние, которое оказывает медиа на современное общество. Эта дискуссия происходит не только в рамках данной инициативы, она продолжается и во время событий, адресованных заинтересованной публике. В берлинском клубе WMF ежемесячно происходят mikro.lounges, на которых обсуждаются специфические вопросы медиа-культуры (от авторского права и криптографии до искусства и политики в Интернет) и которые сочетают в себе различные форматы - видео, лекции, тематические дискуссии и выступления ди-джеев.

Название mikro программное: оно содержит намек на понятия «малый» и «младший», которые обычно исчезают за массивным и громким словом «медиа». Этот проект не намерен развиваться до размеров институционной макроструктуры. Напротив, он сосредоточен на небольших и невлиятельных структурах, на которых медиа и технологии тренируют свою силу в рамках искусства и общества. Проект mikro и его члены - это подлинная часть микрологического поля, для которого характерны разнородные, разнонаправленные и одновременно объединенные сетевой программой элементы. Такого рода сетевые программы, из которых и вытекает работа mikro, существуют параллельно с коммерческими структурами и основываются на отношениях доверия и экономической бескорыстности. Разнообразие и хрупкая структура таких отношений лежат в основе тщательно сформулированной задачи этой ассоциации: «успешное развитие медиа-культуры».

Перевод текста: Minor Media Toolkit: An Appraisal of Horizontal Communication. Two examples of local and translocal communication. The Berlin-based mikro association for the advancement of media cultures and the translocal Syndicate mailing list