EN / RU

О МедиаАртЛаб

Татьяна Могилевская , Ольга Шишко
Немного об истории и перспективах развития медиаискусства в Москве (1993)
Тематика: Медиа-технологии
Язык оригинала: английский

Всякая попытка "очертить", как говорят в среде критиков, круг художников, представляющих то или иное направление в искусстве имеет смысл либо в исторических исследованиях, когда сама отдаленность во времени работает на качество анализа, либо дает очень условный результат.

К исторической географии московского "андерграунда"- мастерская Кабакова, мастерские на Фурманном, Чистопрудном, Трехпрудном переулках , Центр Современного искусства- добавился еще один ареал- Московская Художественная Лаборатория Новых Медиа. Образовательный по своей сути проект, созданный под эгидой Центра современного искусства Сороса, неожиданно привел к изменению художественной ситуации в Москве.

Во многом это произошло по той причине, что слушатели и авторы проектов, отобранных для реализации в рамках Лаборатории являлись по сути не студентами, а профессиональными художниками - носителями определенного эстетического опыта и развитой идеoлогии.

На сегодняшний момент мы уже можем говорить о существовании нового вида искусства, обладающего новыми возможностями, собственной эстетикой, идеологией, модой, стилем работы, временем производства произведения . Однако все это не могло возникнуть на пустом месте и в одночасье1.
Данная статья не претедует на полный охват фактов и информации, это лишь первый опыт возможного описания истории данного вида искусства.

Предистория

Это связано, с одной стороны, с грезами немногих художников и кураторов внутри тусовки (среди первых "сподвижников" - Сергей Шутов, Кирилл Преображенский, (при постоянном участии Майкла Хентца), Татьяна Могилевская, Илья Ценципер (тогда работавшие в "Арт-Миф", чуть было не создавшие новую организацию , занимающуюся видео и искусством новейших технологий), Ирина Пиганова (куратор галереи "Школа" , первой начавшей работать с этим видом искусства). Все поиски, стремления придать ситуации организованный характер закончились образованием Института технологий искусства (его рабочую группу составили Сергей Шутов и Владимир Могилевский, а кураторские функции взяла на себя Татьяна Могилевская) 2.
Параллельно существовали независимые некоммерческие видеостудии 3, организаторами и участниками которых сначала были выпускники ВГИКа ("Студия эгоцентрических особенностей"), и ученики Владимира Кобрина, а также плавно вливающиеся в профессиональную работу на оборудовании художники 4.

Выставки, кураторы, организации, фестивали

1992 - "Реплика". Галерея "Школа". Куратор - Ирина Пиганова. Выставка была посвящена Дзиге Вертову и стала первой видеоинсталляцией в России, представляющей кино в пространстве галерейной экспозиции 5.

1993 - "Виртуальный сад". Кураторы - Татьяна Могилевская, Сергей Шутов. В рамках Первого Московского Международного фестиваля компьютерной анимации "Аниграф 93" ( при поддержке Министерства культуры Российской Федерации) - одна из первых попыток представить работу медиахудожников профессионалам компьютерного бизнеса. Выставка проходила в рамках коммерческой выставки новейшего программного обеспечения, организованной.
Joy Company на ВВЦ (бывшей ВДНХ). Выставка "Виртуальный сад" объединила 8 инсталляций, с техническим диапазоном от живописи с оптическими иллюзиями до использования самогенерирующихся компьютерных программ ("Life tree", Сергей Шутов), включая приборы ночного видения и лазеры ("Обратная, темная сторона необратимых событий", Алексей Блинов, Георгий Литичевский) и компьютерную графику ("Без названия", Владимир Могилевский, Эва Рухина).

1993 - "Мир-Чувства". Кока Рамишвили, Кэти Капанадзе, Гия Ригвава, Олег Тимченко. Центр современного искусства. Куратор - Владимир Левашов.
Выставка включила видео- и аудиоинсталляции, сделан акцент на контакте со зрителем - звуковая инсталляция при отсутствии экспозиционного объекта - экспонирование звука, инсталляция, построенная на диалоге с художником - "говорящее" лицо на нескольких мониторах, приложенные наушники - непосредственный интимный контакт со зрителем, слайд-проекция.

1993 - "Чувственные опыты". Сергей Шутов. Галерея "Школа". Куратор - Ирина Пиганова. Выставка была посвящена Любви, Сексу и Эросу, а материалом для анализа послужили подлинные любовные переживания автора. Экспонированные объекты - монитор с порнографией и текстом писем, детская железная кроватка, трясущаяся с громом и молнией - прообраз интерактивной скульптуры, фосфорецирующие сексуальные акты и голограммы эротизирующей формы. Выбор Шутовым техники для усиления чувственного эффекта воздействия в данном случае удался 6.

1993 - "Fenso Lights". Группа "Fenso Lights". Галереи: "1.0" и "Школа". Куратор - Владимир Левашов. Художники Антон Смирнский, Василий Смирнов и Денис Салаутин демонстрировали детскую игру в межпланетных рыцарей: заранее прошедший перформанс был заснят на видео, смонтирован, а результативный музыкальный клип и сделанные с него фотографии с зеленой попсовой подложкой предстали перед зрителями. Черный ящик, поставленные друг против друга три монитора и три кресла все это создавало в залах галереи атмосферу тайны, романтики и комфорта.

1993 - "Дни открытых дверей". Анатолий Ганкевич и Олег Мигас. Галерея "1.0". Куратор - Владимир Левашов. Выставка отображала мир иллюзий: эффект бесконечного коридора создавали прозрачные и отражающие зеркальные поверхности. Ambiente life была представлена на мониторах, все было смещено немного вбок, что приводило к ощущению потери предмета искусства.

1993 - Фестиваль современного искусства "Новые территории искусства" в Красноярском Культурно-Историческом Центре. Впервые видеоискусство было включено в выставку, организованную государственной структурой - Министерством Культуры Российской Федерации. Демонстрировалась видеоинсталляция Сергея Шутова.

1993 - Фестиваль экспериментального видео, компьютерной анимации и проектного синтеза. "Заповедник искусств" на Петровском бульваре. Устроитель - "Студия эгоцентрических особенностей". Фестиваль впервые ставил своей целью продемонстрировать синтез искусств и выявить особенности в подходе к этой проблематике видеохудожников, театралов, музыкантов, режиссеров. Система отбора демонстрируемых материалов, как и идея импровизации в интерактивной среде, формировалась вокруг четырех разделов "Видео и театр", Видео и музыка", Видео и визуальное искусство" (проект "Видеосценарий"), "Видео и телеарт". Видеоперформанс, созданный участниками фестивального проекта - театром "Сайра Бланш", музыкальной группой "Три О" и квартетом авангардного джаза из Швейцарии, основанном на создании интерфейса между театром, видео и музыкой - это один из самых удачных экспериментов синтеза искусств на фестивале. Итоговая видеопродукция явила собой аудиовизуальное приложение к фестивалю - видеокаталог, созданный Вадимом Кошкиным, Алексеем Исаевым и другими участниками Студии эгоцентрических особенностей.
Выставка "Видеосценарий" проходила в рамках данного фестиваля. Участники - Александр Бренер, Георгий Литичевский, Наталья Абалакова и Анатолий Жигалов, Алексей Исаев, Георгий Виноградов.
Куратор - Алексей Исаев. Концепция видеосценария проецировалась на идею внутренней и внешней оппозиции автора и произведения, художника и зрителя. Видеосценарии авторов легли в основу фильма "Видео и визуальное искусство".

1993 - "Без названия". Антон Ольшванг и Ольга Чернышева. Музей кино. Выставка представляла собой видеоинсталляцию, где изображение проецировалось на обратную сторону экрана и на шесть тарелок с изображениями различных сцен (от аэрофотосъемки до фрагментов кинофильмов). Магнитофон выдавал тексты диалогов.

1994 - "Вставка". Кирилл Преображенский. "TВ галерея" 7. Куратор - Нина Зарецкая и др.
Автор выявляет ее отличие от традиционных художественных выставок, когда художник представляет универсальный миф - вставка не претендует на законченную модель, это некий штрих, комментарий 8.

1994 -"Медитационные комнаты с меню". Алексей Шульгин. В рамках фестиваля "MedienBiennale", Лейпциг (1994). Экспозиция - четыре небольшие отдельные и пронумерованные (1,2,3,4) комнаты с одним общим выходом, перед которым была помещена "трясучка", разделенная на 4 картинки в одной раме с изображением различных видов природы. На этой работе был установлен датчик, реагировавший на приближение зрителя. Четыре пейзажа были пронумерованы соответственно комнатам, в которых помещалось то же изображение, но на мониторе.
Алексей Шульгин в проектах на выставках "Televisions" (XL, Москва), "Minima Media" (Лейпциг), "Exchange 2", "NewMediaTopia" разрабатывает идею перехода механического движения в электронное.
1994 - "Свет далекой звезды". Татьяна Добер и Александр Алексеев. Галерея "Школа", Куратор - Ирина Пиганова. На протяжении всего творчества авторы выставки работают над автобиографической темой, считая, что художик нашего времени - это художник-наблюдатель, описывающий собственное поведение. Междисциплинарная проблематика в их проектах проявляется в связи с естественным стремлением зафиксировать современную технологию мысли в визуальной форме. В основе данной выставки - ощущение странности интереса к проблеме несводимости времени. В инсталляции рассматривалось временное пространство за 30 лет. Через прозрачный неодухотворенный экран с цветным портретом художника мы как бы смотрим на экран другой, на чернобелое изображение отца художника (кадр из фильма), 30 лет назад исполнившего страстного и героического героя фильма Пырьева. Сюжет фильма соединен с идеей инсталляции - происходит как бы двойная "невстреча" в реальном пространстве героя с героиней и сына с отцом.

1994 - "NewMediaTopia". ЦДХ.Ежегодная выставка Центра современного искуства Сороса. Куратор - Владимир Левашов. Выставка впервые проиллюстрировала все возможные подходы к новым технологиям, существовавшие на тот момент у художников. На выставке были представлены 17 работ отдельных художников и группировок.

1995 - "Видеовидение". Анатолий Ганкевич, "Fenso Lights", Андрей Венцлова и др. Куратор - директор Петербургского Центра Сороса Екатерина Андреева. В рамках форума "В поисках третьей реальности" - Планетарий, Санкт-Петербург. Новая ситуация позволила Центрам обмениваться выставками, данные работы отобраны по принципу разработки психоделической проблематики. Куратор хотела не оттенить петербургскую ситуацию, где активно работают в сфере видеоарта фактически всего два художника - Ольга Комарова-Тобрелутс и Андрей Венцлова, а скорее подобрать к ней работы, соответствующие местному контексту.

Видеоарт и документация акций, видеоперформансы

В корпусе архива видеоарта и искусства новых технологий выделяются несколько периодов и мест концентрации материала. Период "параллельного кино" связан с именами Игоря и Глеба Алейникова, Бориса Юхананова, Натальи Абалаковой и Анатолия Жигалова, ленинградских "параллельщиков" и некрореалистов.

Видео зафиксировало перформансы московской концептуальной школы. Сабина Хэнсген и Гюнтер Хирт выпустили в 1994 году в Германии видеосборник, объединивший эти материалы 9.

Отдельные художники, начиная примерно с 1988 года, фиксировали свои акции и театрально-музыкальные перформансы на видео. В этом случае фильмы, смонтированные в домашних условиях, имели статус произведения искуства (Вадим Захаров, братья Мироненко,Татьяна Добер и Александр Алексеев, Алексей Исаев, Алексей Беляев, Борис Юхананов ).

Музыкальное видео и документация акций, в основном "постиндустриального" и "low-tech" направления собирались и пропагандировались фестивалем и ТВ программой "Экзотика" 10. Этой программе мы обязаны знакомством с видеоработами провинциальных художников, до этого мало известными в Москве.
Татьяна Диденко в программе "Тишина №9" сделала первую попытку показа российского видеоарта. Выбрав роль архивиста, она достаточно субъективно комментирует материалы.

Нина Зарецкая и Сергей Савушкин в программе "ТВ галерея" уделяли большое внимание проектам, связанным с новыми технологиями. Связь программы с одноименной галереей и последующая демонстрация материалов на ТВ притягивали художников. Как и в случае с "Тишиной-9", это было реальной возможностью сделать профессиональный вариант работ на Betacam, тогда как большая часть российских художников могла работать только на VHS.
Пример одной из наиболее последовательны