EN / RU

О МедиаАртЛаб

Анатолий Прохоров , Татьяна Шульга
Из истории теоретических взглядов на новые медиа. Россия, 1980-90-е годы (1993)

Язык оригинала: русский

Говоря об истории российской теоретической мысли в области новых медиа, можно выделить два основных периода: предысторию и собственно историю.
К предыстории относятся все те идеи, которые высказывались на протяжении всего ХХ века о широких возможностях общения между людьми, реализующихся сегодня с помощью дигитальных технологий, теоретиками литературы (ОПОЯЗ, М.М.Бахтин, Ю.М.Лотман), театрального авангарда (Вс.Мейерхольд, Евг.Харитонов), кинематографа (С.Эйзенштейн, Д.Вертов, Л.Кулешов), изобразительного искусства (В.Кандинский, К.Малевич, Эль Лисицкий), музыки (Б.В.Асафьев). Однако все это - тема для отдельного разговора и другой статьи. Здесь же мы представляем конспективный отчет о той работе, которая, начиная с середины 80-х годов, была проделана группой исследователей в области теории кино и философии культуры. Эта неформальная группа год за годом генерировала небольшой ручеек камерных событий в области теории “нового экрана”: семинаров, обсуждений, круглых столов, конференций.
Нельзя сказать, что это был единственный источник публичных событий, где обсуждались гуманитарные и художественные аспекты появления и развития дигитальных (компьютерных) технологий. За это время, например, журнал “Вопросы философии” провел и опубликовал ряд круглых столов по этой тематике.

Близкие по духу вопросы интересовали и целый ряд гуманитарных исследователей, которые нам в то время были неизвестны. Так что дальнейшая “опись” никак не претендует на полноту представления событий в нашей области. Я надеюсь, в дальнейшем мы сможем представить историческую картину развития российской теоретической мысли в области новых медиа более объемно.

Однако, без сомнения, представленная ниже общественно-исследовательская активность нашей группы была одним из главных “ручейков” того времени в области новых медиа и была наиболее близка кругам деятелей художественной культуры.

Чисто условно мы разбили нашу небольшую “летопись” на четыре периода, каждый из которых имел свою собственную организационную форму существования.

I. С 1987 по 1989г. в Центральном доме кинематографистов (Москва) ежегодно проходили теоретические конференции Анимационные чтения.
В них принимали участие режиссеры кино, искусствоведы, психологи и культурологи, интересующиеся классической и компьютерной анимацией: Федор Хитрук, Юрий Норштейн, Прийт Пярн, Анатолий Прохоров, Кирилл Разлогов, Наум Клейман, Агрис Редович, Алексей Орлов, Александр Раппапорт, Евгений Штейнер, Михаил Гуревич, Михаил Ямпольский, Анатолий Кричевец, Виктор Петренко и др.

Анимационные чтения - 87. 14 мая 1987 г.
Основные сообщения:
Евгений Штейнер. Динамическая живопись: мультипликация и видеоарт
Анатолий Прохоров. К философии анимации
Михаил Ямпольский. Повтор и вариация в мультфильме
Наталия Табачникова. Поэтика трансформации: театр и мультипликация
Анатолий Кричевец. Анимация компьютерной графики

Анимационные чтения - 88. 7 июня 1988 г.
Основные сообщения:
Александр Раппопорт. Пространство в мультфильме
Михаил Гуревич. Мульткино и общекультурный контекст
Алексей Орлов. Эмоциогенные факторы новизны, сложности и неопределенности в анимационном фильме
Виктор Петренко. Психологические особенности профессии режиссера и художника-аниматора
Анатолий Прохоров. Первожанры “виртуальных реальностей”

Анимационные чтения - 89. 23 мая 1989 г.
Основные сообщения:
Александр Раппопорт. Абстрактные картинки и абстрактный фильм
Алексей Орлов. Рефлексия по поводу анимавангарда
Анатолий Прохоров. Идеи Мак-Ларена в видеоарте
Николай Изволов. Арсений Авраамов и рисованный звук в России
Мария Маевская. Предшественники праксиноскопа в эпоху развитого аниматографа

Анимационные чтения - 90. 29 мая 1990 г.
Основные сообщения:
Анатолий Прохоров. Экранная культура: технология обрамленного потока
Михаил Гуревич. К вопросу о языке анимации
Николай Изволов. История рисованного звука в России

II. В 1991-1993гг. Аниматографический центр “Пилот”, созданный в 1991г., участвовал в подготовке и проведении ряда научно-практических конференций, посвященных компьютерным технологиям в культуре и искусстве.

"Video, 91". 21 - 30 июня 1991г. Ленинград.
Конференция была организована Ленинградским фондом культуры, объединением “Русское видео”, научно-исследовательским институтом искусствознания (Ленинград) и отделением “Creat-Graphics” акционерного общества “Крейт”.

В организации конференции приняли участие многие отечественные и зарубежные специалисты в области новых экранных технологий, видеоарта, киноискусства, искусствоведения и философии.

В рамках конференции состоялись не только теоретические обсуждения различных аспектов видеоискусства, но и демонстрации видеопрограмм, созданных как на государственных, так и на независимых теле- и видеостудиях. Был представлен также “домашний” и “параллельный” российский видеоандеграунд.

"Компьютерная анимация: проблемы и перспективы развития". Ноябрь 1991г. Центральный дом кинематографистов (Москва). Конференция была организована совместно с Советом по экранной культуре Конфедерации Союзов кинематографистов и АО “Крейт” (Ленинград).

На конференции были представлены следующие сообщения:
Олег Генисаретский. Экран как контактная поверхность: психологические эффекты экранного процесса
Борис Долговесов. Новосибирск. Компьютерная анимация с использованием систем визуализации реального времени
Булат Галеев. Казань. Компьютерное искусство в системе художественной культуры
Станислав Амшинский. Санкт-Петербург. Внедрение новых технологий в экранную культуру
Анатолий Прохоров. Компьютерное одушевление и компьютерное воодушевление
Юрий Баяковский. Проблемы компьютерной анимации (Обзор зарубежных материалов)
Георгий Пачиков. Анимация в компьютерных играх
Алексей Орлов. Эстетика компьютерного фильма: исторические параллели

"Компьютерные игры как искусство реагирующего экрана". Апрель 1992 г. Дом творчества кинематографистов (Болшево, Моск. область). Конференция была организована совместно с Конфедерацией союзов кинематографистов и СП “ПараГраф”.
На конференции были представлены российские и международные фирмы, специализирующиеся в области компьютерных игр: “Gamos”, А/О “Мир-Диалог”, “АИСТ”, “Никита”, “ПараГраф”, и другие. Специалисты продемонстрировали участникам конференции компьютерные игры, создаваемые на этих фирмах, после чего состоялось профессиональное обсуждение психологических, социальных, эстетических и других гуманитарных аспектов создания и функционирования компьютерных игр.

"Компьютограф: от концепций к имиджу". 30 сентября - 2 октября 1992 г. Москва (Кусково). Научно-практический семинар был организован совместно с СП “Элогар” и состоялся в рамках II Международной научной конференции по компьютерной графике и визуализации “ГрафиКон`92”.
На семинаре обсуждались вопросы, касающиеся состояния и перспектив развития компьютерного искусства с позиций теории: аудиовизуальной культуры и современного состояния технологических средств.
В работе семинара приняли участие ведущие российские эксперты по теории кино и аудиовизуальной культуры, философы и психологи, интересующиеся компьютерным искусством; а также специалисты в области computer science, занимающиеся компьютерной графикой и программным обеспечением для нее. Участникам семинара были представлены рекламные клипы и некоммерческие анимационные фильмы, созданные на отечественных компьютерных студиях, а также информационные видеоматериалы конференции “SIGGRAPH`92” (Чикаго, США, июль 1992г.)

"Мультимедиа: среда как культура, культура как среда". 25 - 26 февраля 1993 г. Центральный дом кинематографистов (Москва).
Конференция была организована совместно с Конфедерацией Союзов кинематографистов и компанией “R.U.I. Apple Computer Inc.”.
На конференции был обозначен современный уровень развития систем “Мультимедиа”(ММ) и перспективы применения “Мультимедиа” в культуре и искусстве.
Среди обсуждавшихся вопросов были следующие:
Различные ветви технологии ММ и их проникновение в разные сферы человеческой деятельности;
Совокупность технологий ММ не только как набор новых способов хранения, доставки и представления информации, но и как формирующаяся сегодня целостная информационная среда. Взаимодействие этой новой среды и традиционного культурного пространства;
ММ как инструмент исследователя и интерпретатора и как креативное средство в руках художника;
Проблемы человеко-машинного интерфейса, возникающие с появлением систем ММ и новых “темпоральных” типов компьютерных данных. Привлечение достижений аудиовизуальной культуры к разработке нового поколения интерфейсов.
Виртуальная реальность;
Развитие теоретико-культурной концепции ММ и проблемы расширения профессионального сознания архитекторов и разработчиков компьютерных систем.
В рамках конференции прошли:
демонстрации мультимедиа-возможностей компьютеров APPLE;
представление ряда отечественных и зарубежных продуктов ММ;
демонстрации применений технологии ММ в музейном деле;
презентации новых изданий и предстоящих акций и мероприятий, посвященных компьютерному искусству.
Были продемонстрированы кино- и видеопрограммы, подготовленные по материалам фестивалей компьютерных искусств “Imagina - 92”, “Ars ELectronica - 92”.
На конференции были представлены следующие доклады и сообщения:
а) культурологические аспекты ММ:
Олег Генисаретский. Виртуальные реальности
Инна Анцыферова. Тело как экран
Анатолий Прохоров. Громада двинулась и рассекает волны. Плывет. Куда ж нам плыть?
Галина Курьерова. Экран и завеса: К вопросу об антологии современной проектной культуры
Петр Щедровицкий. Культура как среда: Заметки к проблеме полиэкранности
б) технологии ММ в музеях:
Дмитрий Перцев. Концепция информации музея
Ольга Киссель. Санкт-Петербург. Об организации общемузейного центра ММ в Санкт-Петербурге
Сергей Сенькин. Проект Арт-Инфо: Эволюция взглядов
Лев Ноль. ММ в музее. Наши соображения
Александр Дремайлов. Практическое использование компьютерный технологий в музее
Карен Григорян. Цикл работ по ММ в искусстве Востока и Запада в музеях Армении и Армянского зарубежья
Андрей Нарвский, Кирилл Рождественский. Санкт-Петербург. Подход к применению ММ в музейном деле
в) ММ в художественном творчестве. Новые интерактивные искусства:
Андрей Родионов. Композитор и ММ
Татьяна Балаховская. Конференция “Imagina 93”
Марина Бессонова. Комплекс поломки механизмов: Проблемы “закадрового” восприятия реальности в инсталляциях 1970 - 90 годов
Даниил Дондурей, Виктория Дубицкая. “Богатые тоже плачут”: Прасознание в компьютерную эпоху
Виктор Каптилин. ММ в обучении от техноромантизма к когнитивному реализму
г) ММ и развитие взаимодействия человек-компьютер:
Юрий Горностаев. Планы московской группы MOSCHI ACM SIGCHI
Михаил Донской. Использование возможностей ММ для построения интерфейсов
Георгий Пачиков. ММ и образование
Алексей Орлов. Экологический аспект ММ.
Александр Гиглавый. Mondo: Журнал на границе двух субкультур
Валерий Пономарев. Киберпанк

III. В сентябре 1993 года во время работы I Международного форума компьютерного искусства “В поисках третьей реальности” был создан Международный клуб экспертов “Новые технологии культуры”. Среди членов клуба экспертов - видные российские специалисты в области различных гуманитарных и технологических дисциплин; представители периодических изданий и исследовательских организаций, интересующихся новыми технологиями.

За время своего существования Международный клуб экспертов “Новые технологии культуры” подготовил и провел ряд встреч, посвященных различным аспектам существования и функционирования новых технологий:
13 - 17 сентября 1993 г., Репино, Санкт-Петербург: 1-я встреча Клуба экспертов в рамках 1-го Международного форума компьютерного искусства "В поисках третьей реальности".
Основные темы встречи:
Экспансия диалога: от литературы к интерактивному фильму;
Виды, жанры и формы компьютерного искусства;
Аттракционная природа кинематографа;
Технология как инструмент остранения реальности;
Виртуальные реальности: открытие Америки или покорение Сибири?

17 - 18 марта 1994 г., Москва:
2-я встреча Клуба экспертов: “Современные технологии общения (гуманитарные аспекты телекоммуникаций)”.
Основные темы встречи:
Современные технологии общения как “гордиев узел” человеческого и технологического;
Коммуникационная ситуация “мировой деревни” и “мирового бульона”: новые ценности и установки, цели и мотивация, идеологии и способы жизни;
Социокультурный рынок общения: первые шаги к осознанию давно существующего;
Телекоммуникационные продукты: художественное покрытие или творческая сущность?

20 марта 1994 г., Красная Пахра, Московская область: Организационно-программное заседание Клуба экспертов.
Основные темы:
Стратегия и основные задачи Клуба;
Перспективный план и возможные формы работы;
О статусе Клуба экспертов.
17 - 23 мая 1994 г., Москва:
3-я встреча Клуба экспертов: “Новая визуальность” (в рамках 2-го Международного фестиваля компьютерной графики и анимации АниГраф`94).
Основные темы встречи:
Философия видимого: между Сциллой статики и Харибдой динамики;
От изобразительного искусства к визуальному: смена названия, концепции или мира?
Новая технология видения и новое видение технологии;
Новая визуальность: рассвет или сумерки?
Российские сдвиги в новых экранных технологиях (НЭТ): в какую сторону?

Меж программистом и пользователем: производственное положение НЭТ-художника.
ноября 1994 г., Москва:
4-я встреча Клуба экспертов: “Искусства - Среды - Реальности: Метаинтерактивность”(в рамках симпозиума NewMediaLogia).
Основные темы встречи:
Движение социокультурной реальности сквозь новые среды;
Художник: визуализатор или социальный интерактивист?
Телекоммуникационный глобализм: от коммунизма к коммунализму?
Коммуникатор. Древние корни и новые облики профессии.

IV. 19 апреля 1994 года при содействии Союза кинематографистов России была создана Ассоциация новых экранных технологий (АНЭТ) - первая в России общественная организация в области новых технологий и связанных с ними проблем искусства и гуманитарных наук.

Основная идея Ассоциации - объединение усилий специалистов технологических, гуманитарных и художественных областей культуры в развитии новых экранных технологий (НЭТ), а именно, компьютерного кино (графика, анимация, спецэффекты), интерактивного кино и телевидения, видеоарта, мультимедиа-произведений, телекоммуникаций и т.д.

Из библиографии:

Орлов А.М. “Духи компьютерной анимации”. Москва, “Мирт”, 1993
Прохоров А.В., Разлогов К.Э., Рузин В.Д. “Культура грядущего тысячелетия”.//Вопросы философии - 1989, N6.
Прохоров А.В., Рузин В.Д. “Метаморфозы научного исследования в эпоху экранной культуры” - Москва, НИИ Культуры АН СССР, 1991 г.
“Аниматографические записки”, теоретический альманах, вып.1 - Аниматографический центр “Пилот” и НИИ Культуры АН СССР, 1991 г.
“Мультипликация, аниматограф, фантоматика...”, сборник статей. Издание Первого Всесоюзного фестиваля мультипликационных фильмов “Крок - 89”, Киев, 1989.
Кроме того, был опубликован ряд статей в журналах и др. периодических изданиях: “Искусство кино”, “Советский фильм”, “Вопросы философии”, “Мир ПК” и др.

Перевод текста: From the History of Theoretical Views on the New Media. Russia, 1980-1990's