EN / RU

О МедиаАртЛаб

Евгений Горный
Амфиблестрологические фрагменты* (2000)

Сборник: Медиа сознание/Медиа искусство/Медиа технология
Язык оригинала: русский

1

Техногенная ноосфера. Еще одна часто употребляющаяся метафора, о которой Роман Лейбов в своей блестящей статье (Язык рисует Интернет - http://www.inter.net.ru/4/9.html) не упоминает: Сеть как надчеловеческий разум, планетарный ум, техногенная Ноосфера. Земной шар в паутине коммуникаций уподобляется мозгу с его неронами? и синапсисами; непрерывные потоки байтов и битов - нервным импульсам: мыслям и чувствам. Информация, хранящаяся на бесчисленных серверах - это, конечно, память. А Интернет в целом - коллективное сознание (динамически связанное с коллективным же бессознательным). Как и сознание, Сеть не локализована и не является чьей-то индивидуальной собственностью; это, скорее, интерперсональный феномен - не "место", не "структура", не "личность", а некое энергетическое поле, абстрактная среда, беременная смыслами; метафизическая (в этимологическом значении этого слова) сфера со множеством состояний и псевдолокальных структур, куда индивид может "попасть" или "войти". Эта сфера, с одной стороны, существует "сама по себе", а с другой - определяется тем, что мы туда "вкладываем". Она непрерывно развивается и преображается благодаря совокупной активности всех "жителей Сети" - неважно, являются ли они "производителями содержания" или "простыми пользователями". Очевидно, что мы все вместе "творим Сеть", и то, какой она является и какой станет, зависит от нас.

2

Проекции. Именно по этой причине Сеть гораздо больше, чем любые частные представления о ней. Ее очень трудно "охватить целиком", да подавляющему большинству этого и не требуется. (Можно ли вообще постичь бесконечность, образом которой Сеть стремится стать? Наверное, но это уже относится к области мистического опыта. Чтобы это случилось, нужно войти в какое-то совершенно запредельное состояние - например, умереть.) Каждый кроит Сеть "под себя" - под свои потребности, интересы, желания. Можно сказать, что Сети как таковой вообще не существует - существуют лишь некие индивидуальные или коллективные проекции. Согласно распространенной метафоре (которую Лейбов подробно рассматривает), Сеть - это зеркало, отражающее того, кто в него смотрится. Андрей Левкин написал когда-то в статье с характерным названием "Татуировки на мозге" (http://www.russ.ru/journal/netcult/98-08-05/levkin.htm), что закладки (bookmarks), которые человек делает в своем броузере, путешествуя по Сети, могут описать "подсознание человека куда точнее, чем любые психологические тесты, интервью или допросы". Сила же коллективных проекций легко определяется по трафику (количеству посещений сетевого ресурса) и по результатам разного рода рейтингов.

3

Ego surfing. Не знаю, как перевести это на русский (американской забаве "скольжения по волнам на доске" русским аналогом может быть разве что катание с горки на санках), а определение (http://www.thegrid.net/clueless/gloss_e.html) отыскал такое: "Просматривание (scanning) Сети, баз данных, печатных изданий и т.п. на предмет поиска ссылок на собственное имя".

Занятие не такое уж бессмысленное, как может показаться на первый взгляд. Очень скоро обнаруживается, что ты растерзан на части, как Загрей-Дионис, что твое имя (как воплощение твоей сущности) тут и там рассеяно по Сети. Ego-surfing, таким образом, - поиск своих расчленений. А создание личной "домашней страницы" (занятие, как правило, тесно связанное с ego surfing'ом) - практика (гипер)текстовой самоинтеграции, "собирания себя воедино". (Подробнее об этом см.: Мирза Бабаев. Апология хоум-пейджа. - http://inter.net.ru/14/30.html).

Ища себя (как в Сети, так и вне ее), мы ищем прежде всего свидетельства собственного существования. Побудительный мотив этого поиска кроется, вероятно, в некоем основополагающем сомнении (знании?), что никакого ego и "себя" на самом деле не существует. Однако и Сеть, и зеркала, и многие другие вещи позволяют нам вновь и вновь доказывать себе, что это не так.

4

Однофамильцы. Поляк по имени Славомир Горный сделал страницу (http://www.ncac.torun.pl/~skg/gorny/Gorny.html), на которой собрал ссылки на домашние страницы людей по фамилии Горный. (Зачем? С какой целью? - Не дает ответа. Просто захотелось, "потому что интересно".) Страница не обновлялась с 1997 года, так что там до сих пор висит ссылка на мой тартуский хоум-пейдж, давным-давно в природе не существующий. Как обозначить это явление? - След? Память? Улика? Больше всего здесь поражает независимость наличия этой никуда не ведущей ссылки от моей собственной воли. Я не могу убрать ее или по крайней мере поправить (я даже писал на эту тему Славомиру, но ответа не получил). Все, что мне остается, - либо игнорировать ее, либо ждать, когда она исчезнет сама собой. Интересно также другое. Опять-таки помимовольно (и в этом смысле "объективно") я оказался включен в некий перечень (круг) совершенно неизвестных мне людей, с которыми меня объединяет только фамилия (во всяком случае, на первый взгляд).

Это не единичный пример. Есть, к примеру, сайт, на котором собраны ссылки на страницы людей, всех которых зовут Стивен Кинг. Их довольно много, поскольку и имя, и фамилия известного писателя весьма обыкновенны (сколько в России отыщется "Степанов Королевых", если подсчитать?).

Некоторые пытаются подсчитать. Вот сайт "Сергеи Мельниковы России" (http://www.sinaps.ru/free-ip/sml/namesake/). Автор, имя которого легко угадать, пишет: "Как Вы уже догадались эта страничка посвящена однофамильцам и тезкам, которые смогли познакомиться благодаря сети FidoNet. Замечая друг друга в различных конференциях, мы начинали переписку, а найдя у себя много общего, мы поняли, что не только однофамильцы, но и почти двойники. Мы никогда не видели друг друга реально, никогда не слышали наши голоса, и тем не менее мы есть - мы не виртуалы. Помимо имен и фамилий у нас совпадает еще и самое главное хобби - компьютер. Каждый из нас имеет к компьютеру прямое отношение, мы все немного занимаемся программированием, а четверо из нас являются студентами, чья будущая специальность имеет к компьютерам самое прямое отношение". Ирония, которая окрашивает проект Сергея Мельникова, кажется, старается замаскировать чувство глубинной значимости и неслучайности "простого совпадения имен".

"Фамильный" способ образования он-лайновых сообществ ничем не хуже, чем любой другой. В конце концов, вера в магию и мистику имени существует испокон веков, а любая вера всегда на чем-то основана. Общее имя объединяет носителей этого имени, отбрасывая случайное в их личной истории и выявляя их архетипическую сущность. Формальное совпадение оборачивается сущностным тождеством, создавая основу для приведения множественности к единству.
Объединения по именному признаку имеются не только в Интернете. Не так давно в новостях НТВ рассказывали о созданной в России "партии Смирновых", вступить в которую может любой человек с соответствующей фамилией. В уставе предусмотрено, что до 20 процентов членов могут иметь другую фамилию, если девичья фамилия их матери или фамилия других близких родственников Смирнов или Смирнова. Председатель партии говорил о том, что среди Смирновых много людей интеллектуальных профессий (писателей, журналистов, учителей) и особо напирал на то, что всем им присущи, как правило, одни и те же качества - рассудительность, спокойствие, миролюбие, смирность, смиренность.

5

Близнецы. На первый взгляд может показаться, что тема близнецов имеет к Интернету весьма далекое отношение. Это не так. Согласно статистике (CDC Monthly Vital Statistics Report, 30 июня 1998), в мире насчитывается 125 млн. близнецов (это общее число людей, которые распределяются по близнечным парам, тройкам и т.д.). Близнецы составляют достаточно активный сегмент Интернета. Существует целый букет сайтов, созданных близнецами, для близнецов и/или о близнецах. Несколько примеров: Twins Magazine (http://www.twinsmagazine.com), Twins Life (http://www.twinslife.com), Twinspace (http://www.twinspace.com), Twins on the Net (http://www.mindspring.com/~wpk/twinlnks.html). В американском городе Твинсбурге, штат Огайо, ежегодно проходит День близнецов (http://www.twinsdays.org), на который съезжаются двойняшки, тройняшки и т.д. со всей страны и из-за рубежа; сайт этого фестиваля, который содержат, между прочим, братья-близнецы, содержит репортажи об этих ежегодных событиях и служит для регистрации участников. Имеется веб-ринг, объединяющий "близнечные" сетевые ресурсы (http://www.webring.org/cgi-bin/webring?index&ring=twins), в него входит более сотни сайтов.
Феномен близнецов и их сетевого взаимодействия вновь ставит нас перед лицом тайны тождества и самопознания. Что значит для человека быть генетически идентичным другому человеку? Как это сказывается на его самоощущении? Что такое вообще личность? Насколько уникален каждый из нас? Не является ли наше чувство отдельности и неповторимости всего-навсего иллюзией? Ведь вполне может статься, что все мы на каком-то уровне двойняшки, милллиардоликие однояйцевые близнецы.

"Заяц с золотыми ушами, выпрыгивающий на Землю из обруча полной Луны и бегущий по зеркальному лабиринту, - символ БЛИЗНЕЦОВ. В египетской традиции коридор зеркал - то, что нужно пройти, чтобы избавиться от наваждения. Не заблудиться в зеркалах сможет лишь тот, кто перестанет стремиться к плодам своих действий для самого себя. Приготовьтесь к жертве - лишь расставшись с тем, что у вас есть, вы получите то, чего у вас нет" (Юлия Гариморт).

* Amphiblestron (др.-греч.) - сеть (рыбацкая, охотничья и т.п.), а также все, что накидывают, все, чем опутывают.

Перевод текста: Amphiblestronic* fragments