1. Механический балет

Время, когда Фернан Леже снимал свой «Механический балет», было эпохой воспевания механического тела, поэтизации его бездушной и потому притягательной силы. Сегодня всё иначе. Художники видят, как развивается искусственный интеллект, вот-вот он научится чувствовать, переживать, испытывать эмоции, даже танцевать. Ну, а человек? Заключенный в клетку своего дома, он будет смотреть рекламу, говорить чужим голосом и думать навязанные ему мысли.

Оля Лялина
Негарантированная доставка

2015/2020

Сетевое произведение. Предоставлено автором



Таня Ахметгалиева
День полный надежды

2018

Одноканальная видеоинсталляция, 9’5”. Звук: Виктор Мазин. Видео создано во время резиденции в Международном центре искусств Cite des arts (Париж) при поддержке Французского института в Санкт-Петербурге. Предоставлено автором



Катерина Либеровская и Ранджит Бхатнагар
Оптическое вращение

2018

Одноканальная видеоинсталляция, HD, 4’30”. Звук (стеклянные оптические звуковые диски и вращение): Ранджит Бхатнагар. Предоставлено автором



Уильям Хукер и Фил Ниблок
HookerNiblock

2015—2019

Одноканальная видеоинсталляция, HD, 17’49”. Видео: Фил Ниблок. Музыка: Уильям Хукер. Предоставлено авторами



Арт-группа «Синий Суп».
Гад

2019

Одноканальная видеоинсталляция, 11’34”. Использована музыка Александра Цфасмана. Предоставлено авторами

Марникс де Нийс
Утраченное измерение

2020

Интерактивная инсталляция. Звук: Борис Дебакер. Сопродюсер: V2_lab (Роттердам). Разработка на Unity: Indago, Павел Хоменко (Плевиска). SPASM: Борис Дебакер, Себастиан Фриш, Каспер Фангел Сков. Электроника: Йоана Бузова и Ксавье Лорет (Роттердам). Предоставлено автором



Бьёрн Мельхус
SUGAR

2019

Одноканальное видео, 4K, 20’30”. Предоставлено автором



JODI (совместно с Гвидо Сеньи)
*pandemonium.today

2020

Сетевое произведение. Предоставлено авторами

 

2. Исторический комментарий

Ни один художник не обращается к истории страны, искусства или литературы просто так. Все хотят в ней, как в зеркале, отразить перипетии сегодняшнего или завтрашнего дня. Неужели нам станут понятнее наши проблемы в обертке Чехова, Эсхила или Тарковского? Вероятно, нет. Разве что с ними наши мелкие суетные страсти и беды обретут какое-то величие, быть может, мнимое.

Алмагуль Менлибаева совместно с Инной Артёмовой и Германом Поповым
Улугбек. Имманентный футуризм Центральной Азии

2020

Трейлер десятиканальной видеозвуковой инсталляции с объектами высотой 78 см, диаметром 127 см. Одноканальное видео, 13’. Объемный звук: Герман Попов. Вторая Лахорская биеннале в планетарии PIA (Лахор, Пакистан), куратор — Хур аль Касими. Авторы благодарят за поддержку: Polyeco Contemporary Art Initiative, Ifa Institut ü Auslandsbeziehungen, Trust for Mutual Understanding, American-Eurasian Art Advisors, IADA International Art Development, Andakulova Gallery, Лахорскую биеннале. Предоставлено авторами. Алмагуль Менлибаева © 2020

Омер Фаст
Невидимая рука

2018

Одноканальная видеоинсталляция, 11’30”. Музей Guangdong Times и Vega Fang. Предоставлено автором



Мартин Зет
УЗРИ ЗЛО, УСЛЫШЬ ЗЛО, ВОССТАНЬ ПРОТИВ ЗЛА

2018

Трехканальное видео, 50”. Отрывок из непрерывного воспроизведения. Демонстрировалось в центре современного искусства < rotor > (Грац, Австрия) в рамках выставки «Партизан просвещения». Предоставлено автором



Чаба Немеш
Давай

2016

Одноканальная видеоинсталляция, 7’43”. Предоставлено автором



Джордж Дривас
Лаборатория дилемм

2019

Видеоинсталляция, VR. «Лаборатория дилемм» была впервые представлена на Венецианской биеннале в 2017 году в национальном павильоне Греции. Это VR-версия оригинальной многоканальной звуковой и видеоинсталляци. Полная информация о проекте доступна на официальном сайте www.laboratoryofdilemmas.gr. Предоставлено автором



Ив Суссман и Саймон Ли
Глава 12 «Мы станем богаты...», в которой Медведь и Тигр испытывают сильное разочарование

2014

Часть видеоинсталляции «Ни еды, ни денег, ни драгоценностей» (2014). Одноканальная видеоинсталляция, 2’39”. В ролях: Кейт Джордано, Педро Осорио, Джимбо Бланшли. Предоставлено авторами



Сергей Кищенко
Утиный тест

2014—2020

Восьмиканальная видеоинсталляция. Предоставлено автором

 

3. Экология как утопия

Все прошедшее десятилетие количество экологических проектов нарастало. Несколько лет назад нас еще удивляло, что есть художники, которые не спят ночами, переживая из-за глобального потепления. Но вскоре мы стали ходить в супермаркет со своими тканевыми сумками и гуглить пункты приема батареек. В 2019 году эмоциональный накал достиг апогея. А что в 2020-м? Ледники всё еще тают, а Славой Жижек спрашивает: а куда же пропала Грета Тунберг?



Криста Зоммерер и Лоран Миньонно
Падальщики

2020

Одноканальная видеоинсталляция, 5’55”. Создана для фестиваля TransArt в культурном центре Trevi (Больцано) при поддержке MEET (Милан). Предоставлено авторами



Александра Дементьева
Двойная глубина

2018

Семиканальная видеоинсталляция. Предоставлено автором



Милош Войтеховский
Гомеостаз. Путешествие на север

2017

Одноканальная видеоинсталляция, 24’25”. Концепция, монтаж, саунд-дизайн: Милош Войтеховский. Изображения: Михал Киндернай, Доминик Жижка, Милош Войтеховский, Владимир Тёрнер, Ллойд Данн. Монтаж: Ондрей Вавречка. Продюсеры проекта «Рубежи одиночества»: Дагмар Шубртова, Милош Войтеховский, Дана Рекманова. Предоставлено автором



Раса Шмите и Райтис Шмитс
Атмосферный лес

2020–наст. вр.

VR-инсталляция из облака точек. Исследование: Раса Шмите в рамках исследовательского проекта Ecodata–Ecomedia–Ecoaesthetics (2017–2020) Института эстетической практики и теории Высшей школы Академии искусства и дизайна (Базель, Швейцария). Поддержка исследования: Швейцарский национальный научный фонд. Научные партнеры и сбор данных: Швейцарский федеральный научно-исследовательский институт леса, снега и ландшафта (WSL). Сопродюсеры: Ecodata Project Basel, Центр искусств и медиатехнологий в Карлсруэ и RIXC, Рига. Предоставлено авторами



Кенджи Уэлет
Я единственный

2016

Одноканальная видеоинсталляция, 20’38”. Предоставлено автором



Шелли Сильвер
лягушка паук рука лошадь дом

2013—2017

Одноканальная видеоинсталляция, 50’. Предоставлено автором

Оля Лялина
Негарантированная доставка, 2015/2020


http://best.effort.network

Сетевое произведение. Предоставлено автором

В сером тумане экрана крутится карусель, на ней — художница. Соскальзывает, отталкивается — и так круг за кругом. Иногда появляется, иногда исчезает. На самом деле то, что мы видим — это буквальная иллюстрация того, как передаются данные по компьютерным сетям. Информацию проще всего передавать блоками или пакетами. Когда источник отправляет пакет, роутер считывает маркировку, куда этот пакет переправить. Периодически происходят сбои, и пакеты теряются или возвращаются отправителю. Их снова запрашивают и снова отправляют. Все как в интернет-магазинах, отправляющих наши покупки почтой. Однако пользователю сложно увидеть, как работает эта система. И вот в работе Лялиной этот процесс представлен максимально наглядно. Пока мы смотрим на карусель, нам приходят все наши пакеты данных. Но как только другой пользователь открывает работу на своем устройстве, данные уходят к нему, и художница исчезает. Потом наше устройство снова запрашивает данные, и она возвращается. Речь, конечно, идет не столько об устройстве коммуникационных сетей, сколько о том, как распространяется информация в нашем мире потребления, большой политики и социальных сетей: как только информация уходит от отправителя — он теряет над нею контроль и ответственность.

Оля Лялина (Россия). Медиахудожница, теоретик новых медиа, один из пионеров нет-арта. С 1990-х годов активно занимается сетевым искусством. Использовала себя в качестве модели GIF-изображения. Ее работы выставлялись в Новом музее (Нью-Йорк), Институте современного искусства (Бостон), музее Стеделийк (Амстердам), галерее Whitechapel (Лондон), Доме электронных искусств (Базель) и в других культурных институциях. Основатель одной из первых веб-галерей Art Teleportacia. Соучредитель и хранитель архива One Terabyte of Kilobyte Age. Профессор Академии Мерц (Штутгарт).

Таня Ахметгалиева
День полный надежды, 2018

Одноканальная видеоинсталляция, 9’5”. Звук: Виктор Мазин. Видео создано во время резиденции в Международном центре искусств Cite des arts (Париж) при поддержке Французского института в Санкт-Петербурге. Предоставлено автором

В 1923 году вышла статья «Монтаж аттракционов» Сергея Эйзенштейна, где говорилось о новом кинометоде — изображения расчленяются на фрагменты, а затем компонуются режиссером в нужном ему порядке и ритме, чтобы вызвать у зрителя желаемый эмоциональный эффект. В 1924 году Фернан Леже снял свой «Механический балет», где движение различных механизмов или просто ритмично меняющиеся изображения различных предметов, предстают своеобразным танцем без людей. Татьяна Ахметгалиева в своем видео использует приемы монтажа, отсылающие зрителя к кинематографическим опытам двадцатых годов, и буквально показывает нам танцующий ярмарочный аттракцион — карусель в неправдоподобных кислотных цветах, которые давят на психику, трансформируются и сообщают нам переживание галлюциногенного транса, усиленного жестким механическим звуком.

Таня Ахметгалиева (Россия). Художница, работает в области графики, живописи, в жанрах видео и инсталляции. Участвовала в параллельных программах Венецианской биеннале (2017) и европейской биеннале современного искусства «Манифеста» (2014). Ее работы были представлены в Музее современного искусства Киасма (Хельсинки), ГМИИ им. А.С. Пушкина (Москва), Русском музее (Санкт-Петербург), Музее истории и современного искусства (Турку) и других художественных институциях. Номинант Премии Сергея Курехина (Россия, 2015), финалист Премии Кандинского (Россия, 2010).

Катерина Либеровская и Ранджит Бхатнагар
Оптическое вращение, 2018

Одноканальная видеоинсталляция, HD, 4’30”. Звук (стеклянные оптические звуковые диски и вращение): Ранджит Бхатнагар. Предоставлено автором

Еще один «Механический балет»: ярко-желтые стеклянные диски вращаются на алой вертушке, сначала мы слышим шум их трения, затем свист, затем как будто мелодия, которая может показаться близкой к традиционной индийской музыке. Дальше и сами кружащиеся диски начинают видеться яркими одеждами танцующих. Но, нет, это всё еще стеклянные диски, которые ускоряясь становятся белыми, и механический звук их соприкосновения.

Катерина Либеровская (Канада/США). Видео- и медиахудожник, доктор философии. Создает видео- и музыкальные перформансы, которые были представлены на площадках по всему миру, включая MOMA PS1 (Нью-Йорк), Музей искусства и дизайна (Нью-Йорк), Государственный центр современного искусства (Москва), Бейрутский арт-центр. Она получила более 30 грантов и премий в Канаде, США и Франции. Она курирует и организует вечера Screen Compositions на площадке Experimental Intermedia (Нью-Йорк), чайные салоны OptoSonic в саунд-арт галерее Diapason (Нью-Йорк), а также в других пространствах в Нью-Йорке, городах Северной Америки и Европы.

Ранджит Бхатнагар (США). Саунд-художник, работает с музыкой, инсталляцией, текстом. Один из его основных интересов — алгоритмические техники и импровизация на всех стадиях создания произведений. Его работы выставлялись в США и Европе. Совместно с коллективом Ad Hoc Art Collective Бхатнагар создал масштабную звуковую инсталляцию в Дании, а вместе с обществом New Orleans Airlift он построил несколько миниатюрных музыкальных домов. В 2018 году опубликовал книгу алгоритмической поэзии «Encomials: Sonnets from Pentametron».

Уильям Хукер и Фил Ниблок
HookerNiblock, 2015—2019

Одноканальная видеоинсталляция, HD, 17’49”. Видео: Фил Ниблок. Музыка: Уильям Хукер. Предоставлено авторами

Уильям Хукер — джазовый музыкант, ударник, он родился в 1946 году и переехал в Нью-Йорк в семидесятых, играл с легендарными музыкантами и в легендарных клубах, таких, как Knitting Factory. А Фил Ниблок, переехавший в Нью-Йорк в 1958 году, как раз начинал с того, что фотографировал по клубам джазовых музыкантов. И только спустя годы сам стал композитором и саунд-художником. Удивительно, что двое людей, неравнодушных к джазу и живущих в одном городе, встретились совсем недавно, да и то в Риге, и решили сделать что-то вместе. Хукер исполнил соло на ударных, а Ниблок решил снять к нему видео — но вот вопрос, как подобрать изобразительный ряд к такой музыке? Может быть, подойти ближе к музыканту, вплотную, настолько близко, что тарелки превратятся в абстрактное изображение, потеряют цвет, растворятся в звуке и ритме? Во всяком случае, эту работу нужно слушать с начала и до конца, как музыкальную композицию, не рассчитывая, что уже все понял в первые минуты.

Фил Ниблок (США). Художник, работает с синтетическим искусством, используя музыку, кино, фотографию, видео и компьютеры. Его музыкальные и синтетические перформансы были представлены на различных площадках, среди которых Музей современного искусства в Нью-Йорке, пространство The Kitchen (Нью-Йорк), Центр Помпиду (Париж), Центр изящных искусств BOZAR (Брюссель), Институт современного искусства (Лондон). Был директором Experimental Intermedia, нью-йоркского фонда, занимающегося авангардной музыкой, куратором лейбла фонда XI. В 2014 году был удостоен премии Джона Кейджа Фонда современного искусства (Нью-Йорк).

Уильям Хукер (США). Барабанщик, композитор и поэт, создает произведения от джаза и «новой» музыки до экспериментальных жанров. Записал более 70 компакт-дисков. Выступал в Бруклинской музыкальной академии (Нью-Йорк), Уодсворт Атенеум (Хартфорд), в Атриуме Дэвида Рубинштейна в Линкольн-центре (Нью-Йорк), Зале королевы Елизаветы (Лондон) и на других площадках по всему миру. Принимал участие во множестве джазовых фестивалей, среди которых Edgefest, Vision, JVC, Experimenta Argentina и другие.

Арт-группа «Синий Суп»
Гад, 2019

Одноканальная видеоинсталляция, 11’34”. Использована музыка Александра Цфасмана. Предоставлено авторами

В английском варианте название даже точнее — «мокрый гад». Некая темная сущность, рептилия, червь или, может быть, инопланетный монстр, мокнет под серым проливным дождем под звуки джаза. По нему пробегают волны то ли дрожи, то ли ряби. То ли от холода, то ли от удовольствия.

«Синий суп» (Россия), арт-группа, в которую входят Алексей Добров, Даниил Лебедев, Валерий Патконен, Александр Лобанов. Художники, работают в жанре видеоарта и компьютерной анимации. Работы арт-группы «Синий суп» были представлены в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Московском музее современного искусства, Музее Гуггенхайм (Нью-Йорк), Музее изобразительных искусств в Кванджу, Токийском дворце (Париж), Музее современного искусства M HKA в Антверпене, на ярмарках Art Basel (Базель), Art Basel Miami Beach (Майами). Лауреаты Государственной премии «Инновация» в номинации «Произведение визуального искусства» (Россия, 2007).

Марникс де Нийс
Утраченное измерение, 2020

Интерактивная инсталляция. Звук: Борис Дебакер. Сопродюсер: V2_lab (Роттердам). Разработка на Unity: Indago, Павел Хоменко (Плевиска). SPASM: Борис Дебакер, Себастиан Фриш, Каспер Фангел Сков. Электроника: Йоана Бузова и Ксавье Лорет (Роттердам). Предоставлено автором

Облака белых пикселей на черном поле экрана вихрятся и складываются перед зрителем в очертания домов и улиц, зритель идет по этому бесконечному городу, всё дальше и дальше, забывая, что разворачивающиеся перед ним панорамы генерируются при помощи Google Street View. И даже если художник хотел сказать что-то другое, зритель не может не думать, что во времена физической невозможности путешествовать, машина способна предложить ему все — даже иллюзию ходьбы, неустойчивости, потери равновесия, глубины пространства, из которого ему, возможно, никогда не выбраться в реальный мир.

Марникс де Нийс (Нидерланды). Художник, работает в жанре инсталляции, пионер в исследованиях экспериментальных способов использования медиа и технологий в искусстве. Его работы экспонируются на международных художественных площадках, музеях и фестивалях по всему миру. За свои произведения он был удостоен множества наград, среди которых премия The Witteveen+Bos Art+Technology Award (Нидерланды, 2005), приз фестиваля Ars Electronica (Линц, 2013, 2005, 2001), премия Art Future Award (Тайвань, 2000), а также почетное упоминание Премии фестиваля Transmediale (Берлин, 2000).

Бьёрн Мельхус
SUGAR, 2019

Одноканальное видео, 4K, 20’30”. Предоставлено автором

В недалеком будущем человечество уничтожит всякую возможность жизни на поверхности планеты и уйдет под землю. В новом мире остался один единственный человек, живущий в своем подземном доме, как в клетке, буквально бьющийся головой о стенку от безысходности и повторяющий механическим голосом фразы из рекламных роликов. Ему повезло — ярко-розовый робот по имени SUGAR приходит ему на помощь. Робот умеет танцевать, сопереживать, испытывать чувство счастья и желание делать других счастливыми. Столкновение человека, похожего на механическую игрушку, и машины, способной испытывать эмоции и думать, превращается в трагикомедию о капитализме и потреблении.

Бьёрн Мельхус (Германия/Норвегия). Художник, работающий с экспериментальными короткометражными фильмами, видео и инсталляциями. Видеопоказы его работы проходили в «Тейт Модерн» и центре LUX (Лондон), Музее современного искусства – MediaScope (Нью-Йорк), Центре Помпиду (Париж) и других. Его работы выставлялись на персональных и групповых выставках в Музее Уитни (Нью-Йорк), центре FACT Liverpool (Ливерпуль), Музее Людвиг (Кельн), галерее Serpentine (Лондон), Центре искусства и технологий в Карлсруэ и др. Принимал участие в Стамбульской биеннале (2003). С 2003 года является профессором изящных искусств и виртуальной реальности Художественной академии в Касселе. Живет и работает в Берлине, Германия.

JODI (совместно с Гвидо Сеньи)
*pandemonium.today, 2020

Сетевое произведение. Предоставлено авторами

http://pandemonium.today/

Пионеры сетевого искусства еще на заре развития интернета осознали, что человечество вот-вот уйдет в виртуальный мир, и этот мир художникам показался отнюдь не дружелюбным и не желанным. С тех самых пор они ведут с интернетом партизанскую войну, используя системные ошибки, вирусы и баги. Дескать, компьютер проникает в нашу голову, значит — мы ломаем компьютер. Неслучайно название их работы можно перевести как «сегодняшний Пандемониум», именно так называется столица Ада в романе Мильтона «Потерянный рай». Для своей сетевой инсталляции художники взяли пользовательские комментарии с сайта инфоагентства «Рейтер» и поменяли все гласные на значки эмодзи. Кликая на них, зритель погружается в информационный хаос.

JODI (Бельгия/Нидерланды). Художественный дуэт, состоящий из пионеров нет-арта Джоан Хемскерк и Дирка Пэсманса. Работы JODI упоминаются в основных трудах по истории цифрового и медиаискусства. Они широко выставлялись на площадках по всему миру, включая documenta X (Кассель), музей Стеделийк (Амстердам), Центр искусств и медиатехнологий в Карлсруэ, Центр NTT InterCommunication Center (Токио), Центр Помпиду (Париж), Центр современного искусства Глазго, Музей Гуггенхайм (Нью-Йорк), Музей движущегося изображения (Нью-Йорк). В 1999 году были удостоены Премии Вебби, а в 2014 стали лауреатами первой премии Prix Net Art Award центра Rhizome.

Алмагуль Менлибаева совместно с Инной Артёмовой и Германом Поповым
Улугбек. Имманентный футуризм Центральной Азии, 2020

Трейлер десятиканальной видеозвуковой инсталляции с объектами высотой 78 см, диаметром 127 см. Одноканальное видео, 13’. Объемный звук: Герман Попов. Вторая Лахорская биеннале в планетарии PIA (Лахор, Пакистан), куратор — Хур аль Касими. Авторы благодарят за поддержку: Polyeco Contemporary Art Initiative, Ifa Institut für Auslandsbeziehungen, Trust for Mutual Understanding, American-Eurasian Art Advisors, IADA International Art Development, Andakulova Gallery, Лахорскую биеннале. Предоставлено авторами. Алмагуль Менлибаева © 2020

Правитель Самарканда, внук Тамерлана, Мухаммад Тарагай Улугбек был выдающимся человеком — математиком, астрономом и поэтом. Государственные дела отвлекали его от любимых наук, но главным делом своей жизни Улугбек видел создание обсерватории. Она была одной из важнейших в Средние века, там работало сто крупнейших арабских ученых, была составлена карта звездного неба и вычислена длина календарного года. Из его самаркандской обсерватории художница создает орбитальную обсерваторию, с помощью сонификации измеряющую нечеловеческие будущности и потенциальные миры.

Алмагуль Менлибаева (Германия/Казахстан). Художница, которая в основном работает с многоканальными видео, фотографией и инсталляцией в смешанной технике. Ее работы выставлялись по всему миру, в том числе в Музее современного искусства в Антверпене – M HKA, Музее Квинса (Нью-Йорк), Музее Стенерсена (Осло), Центре искусства и технологий в Карлсруэ, Центре современного искусства – Уяздовский замок (Варшава), Университете Калифорнии (Сан-Диего), Музее современного искусства – Киасма (Хельсинки), Университетском музее Чопо (Мехико), Культурном центре при Миноритах (Грац), Художественной галерее Квинсленда (Брисбен). Живет и работает в Германии и Казахстане.

Омер Фаст
Невидимая рука, 2018

Одноканальная видеоинсталляция, 11’30”. Музей Guangdong Times и Vega Fang. Предоставлено автором

Гуляя по лесу, маленький мальчик видит страшную белую руку, торчащую из-под земли и шевелящую когтистыми пальцами. Рядом валяется кольцо. Храбрый мальчик надевает кольцо на палец и убегает. С тех пор, открывая дверь своего дома, его семья всякий раз находила пачку денег, они расплатились с долгами и выбрались из нищеты. Мальчик вырос, нашел себе невесту, но в разгар свадебного торжества появился призрак, демонстрируя обручальное кольцо на пальце и требуя себе жениха. Осмеянная и изгнанная, мертвая девушка прокляла изменника и всю его родню, и с тех пор они вынуждены были всегда говорить правду, неспособные покривить душой даже из вежливости. Старинная легенда в изложении Омара Фаста быстро превращается в социальную сатиру, и в итоге фильм, который был сделан для гуандунского музея через два дня работы выставки был запрещен к показу.

Омер Фаст (Израиль), видеохудожник. Его работы были показаны в рамках dOCUMENTA (13) (2012), Биеннале Уитни (2008, 2003), Венецианской биеннале (2001), а также в музее Стеделийк (Амстердам), Музее современного искусства в Стокгольме, Фонде «Ла Кайша» (Мадрид), Центре искусства STUK (Лёвен), Музее американского искусства Уитни (Нью-Йорк) и др. Обладатель Приза жюри Международного фестиваля короткометражных фильмов в Гамбурге (2013), Премии Буксбаума от Музея американского искусства Уитни (2008), и др. Был номинантом на премии Международного Афинского кинофестиваля (2016), Международного фестиваля документального кино в Копенгагене (2014, 2011, 2010, 2008), Международного Роттердамского кинофестиваля (2013, 2012) и др.

Мартин Зет
УЗРИ ЗЛО, УСЛЫШЬ ЗЛО, ВОССТАНЬ ПРОТИВ ЗЛА, 2018

Трехканальное видео, 50”. Отрывок из непрерывного воспроизведения. Демонстрировалось в центре современного искусства < rotor > (Грац, Австрия) в рамках выставки «Партизан просвещения». Предоставлено автором

Понятно, что все помнят историю о буддистских обезьянках, не слышащих, не видящих и не говорящих о зле. Над ними посмеивались и пародировали еще в японском средневековье. Тем более, в наше время, когда все понимают, что с какого ракурса не посмотри, у всех своя правда, всё относительно, любые манифестации и протесты вполне вероятно приведут к еще большему насилию и террору. Но, может, именно в этой ситуации особенно важно говорить, что добро и зло существуют? И не просто говорить — кричать против зла!

Мартин Зет (Чехия). Скульптор, художник, работает с визуальным искусством и перформансом. Выставляется в художественных институциях Чехии и за ее пределами, например, в галерее Drdova (Прага), Национальной галерее в Праге, галерее Gandy (Братислава), Музее Ex Teresa Arte Actual (Мехико). В 2010–2011 году возглавлял студию видеоарта на факультете изящных искусств Брненского технического университета.

Чаба Немеш
Давай!, 2016

Одноканальная видеоинсталляция, 7’43”. Предоставлено автором

В фильме Годара «Посторонние» есть знаменитый фрагмент, когда герои пробегают весь Лувр за 9 минут 43 секунды. Персонажи Чабы Немеша, выстроившись в цепь и обнявшись, бегают и прыгают в здании Венгерской национальной галереи, вот только это не просто галерея, а бывший королевский дворец, где сначала вершилась история и который потом превратился в хранилище национальной памяти, а сегодня используется, чтобы посредством искусства рассказать историю такой, какой ее хочет видеть нынешняя власть. В это пространство и вторгается молодое поколение, физически присваивая его себе.

Чаба Немеш (Венгрия). Художник, работает с разными медиа — графикой, живописью, видео, фотографией. Принимал участие в Стамбульской биеннале (1999), Биеннале в Сан-Паулу (1996). Его работы выставлялись в Музее современного искусства в Риеке, Музее современного искусства в Кракове, Художественном музее Куму (Таллин), Центре современного искусства в Салониках. В 2013 году получил Приз Леопольда Блума (Венгрия). Преподает на факультет искусства Печского университета (Венгрия).

Джордж Дривас
Лаборатория дилемм, 2019

Видеоинсталляция, VR. «Лаборатория дилемм» была впервые представлена на Венецианской биеннале в 2017 году в национальном павильоне Греции. Это VR-версия оригинальной многоканальной звуковой и видеоинсталляци. Полная информация о проекте доступна на официальном сайте www.laboratoryofdilemmas.gr. Предоставлено автором

В трагедии Эсхила «Просительницы» рассказывается, как дочери царя Даная прибывают в Аргос, спасаясь от родни принуждавшей их к нежеланному замужеству. Девушки просят убежища, и Аргос оказывается перед выбором помочь чужестранкам или подумать о собственной безопасности перед лицом их преследователей. Джордж Дривас видит в этом сюжете первую в историю этическую дискуссию о беженцах и перекладывает ее на современный материал. В оригинальной пространственной инсталляции зритель бродит в черном лабиринте, обнаруживая фрагменты фильма о некоем неоконченном научном эксперименте и слушая записи чьих-то разговоров. Главную роль в этой то ли инсталляции, то ли театральной постановке играет Шарлотта Рэмплинг, а уж какую историю собрать из всех этих кусочков — решать зрителю. Вы можете передвигаться внутри триде-видео с помощью нажатия на встроенные знаки-указатели или использовать стрелки на клавиатуре.

Джордж Дривас (Греция). Художник и фотограф. Принимал участие в биеннале современного искусства Sesc_Videobrasil (Сан-Паулу, 2019–2020), documenta 14 (Кассель), представлял Грецию на Венецианской биеннале (2017). Его работы демонстрировались в музеях по всему миру, среди которых MAXXI (Рим), Национальный музей современного искусства (Афины), Центр Помпиду (Париж), а также были представлены на международных фестивалях — Афинском международном кинофестивале, фестивале Transmediale (Берлин), фестивале FILE (Сан-Паулу) и других, где его работы были отмечены призами, например, Лондонский греческий кинофестиваль (2010), Московский международный кинофестиваль (2006).

Ив Суссман и Саймон Ли
Глава 12 «Мы станем богаты...», в которой Медведь и Тигр испытывают сильное разочарование. Часть видеоинсталляции «Ни еды, ни денег, ни драгоценностей», 2014

Одноканальная видеоинсталляция, 2’39”. В ролях: Кейт Джордано, Педро Осорио, Джимбо Бланшли. Предоставлено авторами

Работа, неожиданно созданная на стыке двух максимально непохожих произведений: «Сталкера» Андрея Тарковского и «Домика на пуховой опушке» А.А. Милна. В них, по мнению художников, всё же есть нечто общее, а именно — идея побега от реальности в уютную лесную чащу или тревожную Зону. Куда угодно, в сущности, лишь бы от повседневной жизни. Проект, который вырос из этой идеи, напоминает то ли театральную постановку, то ли полиэкранный фильм из множества сцен или эпизодов. В первом из них нам представляют героев, которые потом отправятся в путешествие в поисках той самой Комнаты, куда так и не вошли герои Тарковского.

Ив Суссман (США). Художница, работает в области медиа- и видеоискусства. Участвовала в Биеннале Уитни (2004), Стамбульской биеннале (1997). Ее работы выставлялись в Венском кунстхалле, Музее современного искусства Нью-Йорка, Музее современного искусства Сан-Франциско, Музее современности — Гамбургском вокзале (Берлин), Центре искусств королевы Софии (Мадрид) и в других крупнейших художественных институциях и на площадках международных кинофестивалей.

Саймон Ли (США). Режиссер, художник. Его работы демонстрировались на Биеннале в Познани, в Бруклинском музее (Нью-Йорк), Музее современного искусства Монреаля, Музее Тэнгли (Базель), Музее американского искусства Уитни (Нью-Йорк), Музее американского искусства Уитни (Нью-Йорк), на Международном Роттердамском кинофестивале, Московском международном кинофестивале и на других площадках и фестивалях.

Сергей Кищенко
Утиный тест, 2014–2020

Восьмиканальная видеоинсталляция. Предоставлено автором

На территории бывшего автомобильного Завода имени Лихачева некто в костюме утки разыгрывает «Вишневый сад» по ролям, присваивая себе всех персонажей сразу, настаивая, что и в пьесе, и в его индустриальном окружении происходит смена эпох. У Чехова романтический пейзаж погибал под натиском века машин, здесь гигантский завод разрушен и брошен, а индустриальные пространства захватывает что-то еще, — быть может, искусство?

Сергей Кищенко (Россия). Художник, работает в жанре инсталляции, перформанса и медиаискусства. Основной фокус его исследования — большие нарративы, устройство истории и взаимодействие с исторической памятью. Лауреат Премии Сергея Курехина в категории «Лучшее произведение визуального искусства» (Россия, 2017), номинант Государственной премии «Инновация» (Россия, 2018).

Криста Зоммерер и Лоран Миньонно
Падальщики, 2020

Одноканальная видеоинсталляция, 5’55”. Создана для фестиваля TransArt в культурном центре Trevi (Больцано) при поддержке MEET (Милан). Предоставлено авторами

Не только энтомологов волнует проблема вымирающих пчел и других насекомых, чье исчезновение приведет к краху всей экосистемы, частью которой является и человек. «Природа с этим разберется», — человечество слишком долго руководствовалось таким девизом. Сегодня мы видим, что результатом загрязнения окружающей среды, спровоцированного человеком, становится почти полный коллапс нашей экосистемы. Работа Кристы Зоммерер и Лорана Миньонно показывает искусственный мир, в котором у насекомых не осталось никакой пищи, кроме мусора, оставленного человеком. Насекомые-«падальщики» пытаются убрать за человеком, и в этом бесконечном цикле процесс загрязнения и очищения продолжается вечно.

Криста Зоммерер и Лоран Миньонно (Австрия/Франция). Всемирно известные медиахудожники, исследователи, пионеры интерактивного искусства. Их интерактивные компьютерные инсталляции экспонируются на площадках по всему миру, включая Центр искусств и медиатехнологий в Карлсруэ, Центр NTT InterCommunication Center (Токио), Фонд Картье (Париж), Центр Ars Electronica (Линц). Среди их наград премия World Technology Award (Великобритания, 2001), премия «Овация» Фестиваля интерактивных медиа (США, 1995), «Золотая Ника» премии Ars Electronica (Австрия, 1994). Художники — профессора Университета искусства и дизайна Линца, где они возглавляют программу «Культуры интерфейса».

Александра Дементьева
Двойная глубина, 2018

Семиканальная видеоинсталляция. Предоставлено автором

Обдумывая способы справиться со всеми ужасными последствиями воздействия человека на окружающую среду, художница конструирует еще одну в этой экспозиции экологическую утопию. Отказа от пластиковых пакетов, уменьшения парниковых газов, перехода на возобновляемые источники энергии — всего этого недостаточно. Нам надо вернуться в ту среду, откуда мы все пришли — в мировой океан. И там строить новый мир. Этим и занялась художница, начав с семидневного перформанса, который потом превратился в видеоинсталляцию. Она пытается жить привычной жизнью, но только под водой: устраивает свидание, слушает музыку, подметает дно, пытается усидеть на стуле. И, очевидно, терпит крах.

Александра Дементьева (Россия/Бельгия). Художница, работает в области видеоарта и интерактивной инсталляции. Ее работы были представлены на мировых площадках, среди которых Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург), Московский музей современного искусства, Centro de la Imagen (Мехико), фестиваль FILE (Сан-Паулу), Музей искусства Нойбергера (Перчейз, Нью-Йорк) и др. Профессор Королевской академии искусств в Брюсселе. Один из учредителей Центра цифровой культуры и технологий iMAL, а также с 2008 года — активный участник сообщества медиалаборатории CYLAND.

Милош Войтеховский
Гомеостаз. Путешествие на север, 2017

Одноканальная видеоинсталляция, 24’25”. Концепция, монтаж, саунд-дизайн: Милош Войтеховский. Изображения: Михал Киндернай, Доминик Жижка, Милош Войтеховский, Владимир Тёрнер, Ллойд Данн. Монтаж: Ондрей Вавречка. Продюсеры проекта «Рубежи одиночества»: Дагмар Шубртова, Милош Войтеховский, Дана Рекманова. При поддержке Agosto Foundation. Предоставлено автором

«Путешествие на север» — часть междисциплинарного проекта «Рубежи одиночества». Камера следует по местам угледобычи в регионах Северной Богемии (Чехия), запечатлевая их пейзаж. На этом пути художник изучал влияние человека на природу, и нетрудно догадаться, какое это влияние: деревни, от которых остались лишь имена, поскольку на их территории теперь ведутся разработки угля, шум заводов, не умолкающий днем и ночью, слышимый на множество километров, но и кое-что еще: те озера, что высохли и исчезли из-за добычи полезных ископаемых, со временем появляются снова, жизнь возвращается туда. Ну, а «гомеостаз» — это система внутренней саморегуляции организма, способность восстанавливать себя, когда какая-то часть повреждена, и тем самым выживать.

Милош Войтеховский (Чехия). Художник, куратор, журналист. Исследует отношения между искусством, технологиями, экологией, саунд-артом, особое внимание уделяет проектам, реализуемым сообществами. В 1995 году был назначен куратором коллекции модернистского и современного искусства Национальной галереи в Праге. В 2007 году вместе с Романом Беркой и Павлом Беднарем основал Институт интермедиа в составе Чешского технического университета в Праге (CVUT) и Академии исполнительских искусств в Праге (AMU). С 2019 года член ассоциации Vasulka Kitchen Brno (Брно). Живет и работает в Праге, Чехия.

Раса Шмите и Райтис Шмитс
Атмосферный лес, 2020–наст. вр.

VR-инсталляция из облака точек. Исследование: Раса Шмите в рамках исследовательского проекта Ecodata–Ecomedia–Ecoaesthetics (2017–2020) Института эстетической практики и теории Высшей школы Академии искусства и дизайна (Базель, Швейцария). Поддержка исследования: Швейцарский национальный научный фонд. Научные партнеры и сбор данных: Швейцарский федеральный научно-исследовательский институт леса, снега и ландшафта (WSL). Сопродюсеры: Ecodata Project Basel, Центр искусств и медиатехнологий в Карлсруэ и RIXC, Рига. Предоставлено авторами

То, что леса — это легкие планеты, на самом деле миф. Деревья — такие же живые существа как мы, они не только перерабатывают углекислый газ в нужный нам кислород, но и сами дышат, то есть выделяют обратно в атмосферу почти пятую часть поглощенного. В частности, сосны выделяют газы, которые вступают в реакции с разными химическими веществами, которые оказываются в воздухе вследствие деятельности человека, и невольно становятся важнейшими загрязнителями воздуха. Климатические изменения влияют на выделения сосны, а то, что выделяет сосна, в свою очередь, сказывается на климате. Эту зависимость изучали ученые в рамках проекта Ecodata, реализованном в старинном швейцарском лесу Пфюнвальде, а художники придумали, как наглядно показать результаты этого исследования — взаимную зависимость леса и мира вокруг него.

Раса Шмите и Райтис Шмитс (Латвия). Художники и исследователи, работают на пересечении искусства, науки и передовых технологий с середины 1990-х годов. Основатели Центра новой медиакультуры RIXC (Рига), кураторы галереи RIXC, организаторы Фестиваля искусства и науки RIXC, главные редакторы журнала Acoustic Space. Раса Шмите, доктор философии, — профессор программы «Искусство новых медиа» Лиепайского университета, старший исследователь лаборатории Art Research Lab (MPLab.lv). Райтис Шмитс, доктор философии, — доцент Художественной академии Латвии (2015). Их работы выставлялись в Центре Ars Electronica (Линц), Доме электронных искусств (Базель), Музее Ван Аббе (Эйндховен) и других институциях. Обладатели премии Ars Electronica (1998) и Национальной премии за выдающиеся достижения в искусстве (2016).

Кенджи Уэлет
Я единственный, 2016

Одноканальная видеоинсталляция, 20’38”. Предоставлено автором

Кенджи Уэлет показывает в своем фильме серый пейзаж современного Токио, наполненный толпами людей. Город удается узнать не сразу — и точно также разница между людьми исчезает: общий масштаб делает их более или менее ничтожными. Этот изобразительный ряд художник дополнил цитатами разных людей, которые рассуждают об индивидуальности и уникальности. Само название работы «I am one» можно интерпретировать разными способами, например, «Я — уникальный, единственный в своем роде», или предположить за ним идею единства личности, что оказывается заблуждением.

Кенджи Уэлет (Канада/Германия). Художник, пианист, работает с видео и перформансом. Его работы получали призы и выставлялись на площадках и фестивалях по всему миру, среди которых Шанхайский музей Гималаев, Музей современного искусства «Везербург» (Бремен), Биеннале арт-кино в Кельне, фестиваль Strange Screen (Греция), фестиваль Media Art Friesland (Нидерланды), Европейский фестиваль медиаискусства (Германия), фестиваль Videoex (Швейцария). Обладатель международных наград, включая Бременскую премию в области видеоискусства.

Шелли Сильвер
лягушка паук рука лошадь дом, 2013—2017

Одноканальная видеоинсталляция, 50’. Предоставлено автором

Художница завороженно наблюдает за всем живым — летучей мышью, лягушкой, лошадью, пианистом, подростковым хором, пенсионерами, практикующими тай-чи, — ее взгляд притягивает их сила, воля к жизни, которая в равной степени присуща и «природе», и «человеку». Эту земную магию Шелли Сильвер пытается зафиксировать при помощи магии рукотворной, магией пленки и рук художника.

Шелли Сильвер (США). Художница, работает с кино, видео и фотографией. Ее фильмы транслировались на каналах BBC (Великобритания), PBS (США), Arte (Германия), Planete+ (Франция) и других. Ее работы были показаны на различных площадках и в рамках фестивалей, среди которых Венский кунстхалле, Шанхайский музей современного искусства Дуолун, Музей современного искусства (Нью-Йорк), пространство The Kitchen (Нью-Йорк), Центр Помпиду (Париж), Тейт Модерн (Лондон), Музей современного искусства Лос-Анджелеса, Институт современного искусства Лондона, Берлинский кинофестиваль. Доцент визуальных искусств факультета искусств Колумбийского университета.